- в чем заключается предложенное задание
Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и
отвечать на вопросы экзаменатора
В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания:
Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст:
Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст:
Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок.
Этапы работы: 1 этап- высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием
опор. Назначение опор- помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков. Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образом, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации.
2 этап- высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор. Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешному выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков. (в работе представлены упражнения с использованием разных обучающих технологий)
2. Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4-5 минут)
При этом проверяются следующие умения:
Монологическая речь зависит от стратегий , выбранных самим говорящим, в то время как диалогическая речь – это прежде всего взаимодействие двух партнёров и стратегии выбирает каждый участник свои.
Стратегии работы над диалогическим высказыванием
Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?
Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Студенту предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию ( с экзаменатором) решения данной проблемы. Я предлагаю студентам работать над двумя типами диалогов:
1) диалог с обменом информацией (ролевая игра)
2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)
Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:
1. Инициирование разговора
· Объяснение ситуации
· Запрос информации
· Выдвижение предложений
2. Развитие разговора
· Ответная реплика (согласие/ несогласие, выражение предпочтения /удивления/ сожаления/ уверенности…..)
· Реакция на сбой разговора (просьба разъяснить/ объяснить)
· Вовлечение партнёра в разговор (выяснение мнения партнёра; заставить партнёра делать предложения, выдвигать свои идеи…..)
3. Завершение разговора
· Прийти к определённому мнению /согласию
· Подвести итоги дискуссии
· Выдвинуть основания закончить разговор
Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.
Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.
Первый этап подготовки – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары постоянного состава) , но это контроль подготовленной речи дома.
Второй этап подготовки – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары сменного состава) , при этом речь неподготовлена заранее.
Третий этап подготовки – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи.
При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, « В магазине», «Разговор по телефону» и т.п.) или на свободном общении ( интервью, дискуссия, диспут).
Примеры
Задание 1. –монологическое высказывание ( пример взят из демонстрационного варианта 2007 г.)
Task 1 (3-3,5 minutes)
Give a 2-minute talk on famous people.
Remember to say:
You will have to talk for 2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she/he will ask you some questions.
Подготовительные упражнения (к заданию 1)
Exercise 1. Read the card and make notes to complete the table.
name of famous person
his/her appearance
what he/she is famous for
why you like him/her
Exercise 2. In pairs , discuss the question below. Use the phrases to help you.
What are the good and bad things about being famous?
A HELP! Useful Vocabulary
A HELP! What is the price of fame? What are the advantages and disadvantages of being famous?
ADVANTAGES
· Celebrities have to look perfect all the time. There’s always a photographer ready to take a picture of a famous person.
· Famous people will always be in the centre of attention
· Famous people are written about and photographed for newspapers and magazines
· Famous people have a lot of money and can buy anything they want
· They can live in a luxurious house anywhere in the world
· Famous people can travel a lot and meet celebrities
· Famous people can use wealth and influence to help charity organizations
· You will always be in the centre of attention
DISADVANTAGES
· Celebrities sacrifice their private lives. Their personal problems, divorces, or family tragedies all end up as front-page news.
· They are followed by crazy fans wherever they go. The paparazzi follow celebrities and take pictures of them in unflattering and compromising poses. But for the celebrities these photos are an invasion of privacy.
· They worry constantly about their reputation. Actors may lose their popularity, singers may lose their voices, athletes may be injured…
· It’s difficult for famous people to know who to trust. Ex-lovers may sell their stories to the newspapers. Their accountants or impresarios may be secretly cheating them…
Задание 2. - Диалог с целью обмена оценочной информацией
Примерная схема модулированной ситуации
Ученик 1: Введение в ситуацию диалога (на базе задания). What can you suggest?
Ученик 2: Выдвижение предложения 1 + 2 аргумента "за"
Ученик 1:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение предложения 2+2 аргумента "за".
Ученик 2:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение предложения 3+2аргумента "за".
Ученик 1:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение предложения 4+2 аргумента "за"
Ученик 2:Реакция. Согласие + 2 подтверждающих аргумента.
Ученик 1:Реакция. Согласие.
Речевые образцы для диалогического высказывания
1. Как инициировать диалог
2. Выражение просьбы / Реагирование на просьбу
3. Как внести предложение
4. Как согласиться или не согласиться с чьим-то предложением
5. Как отреагировать на чьи-то предложения / реплики
7. Как высказать мнение
8. Как прийти к обоюдному согласию
Task2. Choosing a way of travelling" – a 3-4 minute talk (Модулированная ситуация)
You are staying with your friend who lives in the UK. You would like to travel across the country together. Discuss the following options and choose one kind of transport that appeals to both of you:
* train *ship *bicycle * car
Remember to:
A Help!
-
+
Train
They travel too fast, so we won’t be able to see much. We’ll have to change trains. Some trains aren't very comfortable and if you sleep on the upper berth, you may be afraid of falling down. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative.
It's not expensive. You cab buy a return ticket and spend the rest of your money on other things. We’ll be able to see much as trains cover very long distances. Trains in the UK are very comfortable. They are always on time. There are no traffic jams.
Ship
A cruise holiday can be too expensive for us. There is usually nothing much to see in the ports. Young people may feel lonely and get bored. You may be sea-sick. You have to follow a strict time-table and are not able to explore places as much as you'd like.
I think it’s the most comfortable and relaxing way of traveling. We’ll be given a chance to see many different sights at each port within a short time. We don’t have to worry about travel arrangements during the trip and we can spend all day sunbathing and swimming. Many ships have swimming pools.
Bicycle
We’ll never be protected from weather (sunny or rainy). It’s very tiring. We can’t take much luggage with us. It's dangerous as a cyclist can be knocked over. It's not good for long trips.
It’s a well-balanced combination of rest and exercise. It’s very economical. We’ll be able to stop where we want. It's environmentally friendly. We are not afraid of traffic jams.
Car
We can get into traffic jams on motorways and that’s very stressful. I always get tired of sitting in a chair for a long time. I get sick travelling long distances. Petrol is expensive. It's difficult to find a parking lot.
Travelling by car is safer and more comfortable than walking. We don’t have to look for a seat. We can leave when we want and we can stop when we want, we don't depend on time table. We can take more luggage.
Подготовительные упражнения для совершенствования навыков диалогического высказывания
Exercise 1. Как реагировать на реплики? Отреагируйте на различные высказывания.
Exercise 2. Как выразить согласие / несогласие на просьбу? Прочитайте следующие предложения и ответьте на них согласием и несогласием.
3. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative. Agree:/ Disagree
4. Travelling by train is more economical than travelling by taxi. Agree:/ Disagree
5. The best way of spending your holiday is in Spain. Agree:/ Disagree
Exercise 3. Как внести предложение и как сделать выбор? Выскажите своё мнение.
You are discussing with your friend where to go in summer. You have some options:
Spain, Bulgaria, Canada, England, Scotland, Italy, Egypt, Africa, North Pole, Japan.
Работа в парах По очереди выдвигайте предложение и делайте выбор где провести лето, используя фразы:
Exercise 4. Как закончить диалог? Прочитайте высказывания одного участника разговора и подберите подходящую реплику партнёра.
Exercise 5. Как составить диалог? Прочитайте эти фразы и составьте короткий диалог.
Представьтесь*
Ваш комментарий*