«о тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой, темной судьбе
Ты – крылатый призыв в вышине».
Следуя этому крылатому призыву, Николай Степанович Гумилев всегда был на высоте. И не только в жизни, науке, литературе. Его любовь, та, о которой написано в его стихах, парила где-то в вышине. Не зря современники окрестили его «оторванным от земли романтиком». Таким он и был.
Самоотверженность, верность, преданность и необычность – вот основные черты любовной лирики Николая Гумилева.
Человек, который привык во всем доходить до самой сути. До корня вопроса, изучать детали, сумел нам дать такие штрихи любовной истории, что из пары их на холсте можно увидеть намного больше. Гумилев отбросил весь сор и показывал только прекрасное в человеке, который любит. Прекрасным стало даже страдание:
«Но, не ответив мне ни слова,
Она задумчиво прошла,
Она не сделала мне злого,
И жизнь по-прежнему светла.
Ко мне нисходят серафимы,
Пою я полночи и дню,
Но вместо женщины любимой
Цветок засушенный храню».
Еще одна отличительная черта Гумилевской любовной лирики – это экзотичность. Так, нестандартные картины знакомства («Любовь их душ родилась возле моря, В священных рощах девственных наяд, Чьи песни вечно-радостно звучат, С напевом струн, с игрою ветра споря»), экзотична и сама любовь. Припомните, с чем сравнивают любовь? Ее просто описывают, как необъяснимое явление. У николая Гумилева любовь – это чрезвычайно сильная, мощнейшая стихия, которая может как погубить, так и воздвигнуть самые большие города:
Тогда я воскликну: «Где же
Ты, созданная из огня?».
Влюбленный лирический герой превращается в мечтателя, начинает верить в суеверия, хранить память о прикосновении, как о чем-то самом ценном в мире:
«На руке прикосновенье
Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.
Есть у каждого загадка,
Уводящая во тьму,
У меня - моя перчатка,
И о ней мне вспомнить сладко,
И ее до новой встречи не сниму».
Мир любовной лирики Гумилева можно сравнить с волшебными сказками, светлыми и нежными. Сам же он не считал свою любовную лирику чем-то, что стоит высоких похвал. Он превозносил лирику своей жены Анны Ахматовой и говорил, что трудно найти грань чувств, о которых бы она не писала и которые не раскрыла бы во всей полноте.
Представьтесь*
Ваш комментарий*