Характер Плюшкин лучше и полнее всего раскрывается именно в эпизоде, когда к нему приезжает Чичиков. Примечательно и то, что из всех помещиков, Плюшкин был последним. Николай Гоголь не зря поставил его вершиной венца негативных персонажей.
Плюшкин – скряга, убогое духовно мелочное существо. Эти его черты раскрываются еще в самом начале – на первых мгновениях по приезду Чичикова. Плюшкин холодно его встречает, делает странное и недоброжелательное лицо. Но как только Чичиков озвучил свое предложение, то Плюшкин изменился, он так обрадовался, что начал заикаться, с трудом говорить.
Первое впечатление Чичикова также формировалось и по внешности Плюшкина. Его встретила какая-то довольно необычная фигура. Сразу Чичиков подумал, что это кто-то из рабочих, при чем, женщина. Но оказалось, что это сам хозяин. Это выглядело довольно странно, ведь Плюшкин – богатейший человек, у которого немало крестьян, земли немеряно. Но тот постоянно жалуется Чичикову на свою бедность, на то, что рабочие много едят.
Невольно, у всех предыдущих помещиком мы могли найти хоть какое-то положительное качество, которое хоть и не перекрывало отрицательные, но хотя бы как-то частично уравновешивало или оправдывало персонажа.
У Плюшкина же ни одной положительной черты мы найти не сможем, даже если попытаться оправдать отрицательные. Это скупой, алчный, мелочный человечишка. Он сияет при звуке монет. Когда же Чичиков рассказывает ему о возможности продать «мертвые души», то лицо Плюшкина озаряется. Но опять-таки… он не склонен доверять людям, поэтому на его лице изображена гримаса подозрительности и недоверия сразу же, спустя мгновение.
Казалось бы, помещику подвернулась удивительная возможность – продать не существующих крестьян. То есть не только скрыть прорехи и преступления, но и нажиться при этом всем. Так нет же, и этого ему мало. Он, подобно Собакевичу, ступает в пререкания по поводу цены и ведет торги. Но если Собакевич торговался, стараясь выбить существенно выше стоимость за душу, то Плюшкин смешон. Он будто сошел с ума из-за своей алчности и торгуется за две копейки, которые при его состоянии ничего абсолютно не решают. Он жалок, ничтожен. Складывается впечатление, что он вымаливает милостыню, а не продает людей.
С его образом можно сравнить разве что образ Гобсека из одноименной повести Оноре де Бальзака. На закате жизни старый ростовщик лишился здравого рассудка. Когда его нашли мертвым в скромно убранной комнате, то там стоял невыносимый запах: это были испортившиеся продукты, которые он хранил, не используя, предметы, которые ему никогда не пригодились бы, и много другого. Но если Гобсек сошел с ума на закате жизни, уже перед самой смертью, то такая странная болезнь, тяга к стяжательству, владеет Плюшкиным на протяжении всего времени.
Представьтесь*
Ваш комментарий*