1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог.
Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Решить, ранить, крестить, начать, бежать
Оценка – 4 балла
Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, широкие ворота.
Оценка – 2 балла
Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет.
Оценка – 7 баллов
Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.
1) Расступись, о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной!
1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.
(В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с,сс)ку(с,сс)ия, дела(н,нн)ая улыбка, счита(н,нн)ые дни.
10. На каком языке написаны древнейшие памятники славянской литературы?
Оценка – 1 балл
11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.
«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».
Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником?
Оценка – 20 баллов
Ответы.
1. Жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, кровоточить.
2. Ассоциация, ассоциативный, ассоциироваться, социализм, социальный, социум.
3. Ранить, крестить. Учащиеся должны составить словосочетания или предложения, определить вид глаголов в приведённом контексте.
4. Форма двойственного числа. Она употреблялась для образования множественного числа парных предметов.
5. Основа состоит только из корня в словах кусок, льгота, свеча, красный, багровый. Морфологический состав изменился в словах кусок, льгота, красный, багровый – в связи с утратой семантических связей со словами, от которых они были образованы. В слове «зонтик» морфологический состав изменился по аналогии с имеющейся словообразовательной моделью «корень + суффикс -ик» (столик), хотя из языка-источника в русский язык пришло именно слово «зонтик».
Оценка: 5 баллов – за правильное определение слов, 2 балла – за объяснение причин изменения состава слова.
6. Его портфель (примыкание). В остальных словосочетаниях – согласование. Притяжательное местоимение его - неизменяемое слово. Оценка - 2 балла
7. 3,4,6.
Оценка – 3 балла
8. 1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.
Оценка – 5 баллов
9. Вприпрыжку, по одному, маэстро, ситуация, дискуссия, деланная улыбка, считанные дни.
10. На старославянском языке.
Оценка – 1 балл.
11. Учащиеся должны определить основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выписать тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определить их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составить ответ на поставленный вопрос.
При оценивании учитывать умение участника создавать письменное высказывание. Оценка – 20 баллов
Представьтесь*
Ваш комментарий*