1.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных:
цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки
2. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Запишите одним словом:
2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
3. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к какой смысловой паре относятся следующие пословицы:
1) двум смертям не бывать, одной не миновать; 2) не всяк праведник, кто ходит в церковь; 3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит; 4) горбатого могила исправит; 5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел; 6) в тихом омуте черти водятся; 7) встречают по одёжке – провожают по уму; 8) мал золотник, да дорог; 9) коровка чёрная, а молочко белое;10) терпение и труд всё перетрут; 11) копейка рубль бережёт; 12) одна паршивая овца всё стадо перепортит; 13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору.
* Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам (по 0,5 балла за каждый правильный пример)
4. ( 1 балл за односложный ответ, + 1 балл за верное обоснование) Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Во всех ли случаях эта формула верна?
5. (10 баллов) Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории.
6. (1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование) Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочеты:
а) «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах»
б) «К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся»
7.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Объясните варианты написания слов:
обессилеть - обессилить; обезлюдеть – обезлюдить.
8. (от 1 до 5 баллов) В стихотворениях современных поэтов Виталия Кальпиди («О, сад») и Ольги Седаковой («Дикий шиповник») использована метаметафора. Постарайтесь объяснить смысл данного литературоведческого термина. Обоснуйте своё мнение.
О, сад
О, хорошо в саду моих
Возвышенных обид
На этот мир, что на двоих
Таинственно накрыт,
Сесть в одиночку и цедить
Смородиновый чай
И за полёвками следить,
Повымершими, чай.
Сад изумительных обид,
Печаловый мой сад,
Жуками жуткими набит
И осами усат...
...о сад – обида и тоска,
Обида и тоска –
Построен на сухом песке
Из влажного песка...
Ты развернёшься в расширенном сердце страданья,
Дикий шиповник,
О,
Ранящий сад мирозданья.
Дикий шиповник и белый, белее любого.
Тот, кто тебя назовёт, переспорит Иова.
Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда,
Глаз не спуская и рук не снимая с ограды.
Дикий шиповник идёт,
Как садовник суровый,
Не знающий страха,
С розой пунцовой,
Со спрятанной раной участья под дикой рубахой.
9. (10 баллов) Проведите филологический анализ одного из стихотворений, данных в задании № 8
Ответы.
1. Цыган, грузин, монголов, калмыков, турок.
2. Двухтысячепятисотлетие, тысячевосьмисотпятидесятилетие, трёхтысячесемисотчетырёхлетие.
3.Форма и содержание: 6,7, 8, 9
качество и количество: 10, 11, 12
сущность и явление: 2, 3, 4
причина и следствие: 5
необходимость и случайность: 1, 13
6. а) при попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора по признаку смежности, сходства, контраста и т.п., правильный вариант: «... в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах»
б) без должного основания установлен различный порядок слов в соподчинённых придаточных предложениях; во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов.
7. -е- в данных словах указывает, что действие происходит с самим субъектом, а суффикс
-и- указывает, что действие происходит с объектом: обессилеть самому, обессилить кого-либо.
Представьтесь*
Ваш комментарий*