Задание 1.
Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.
Количество баллов.
Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.
Определение значения каждого из существительных - 1 балл; определение вариантов значения а) и б) – по 0,5 балла.
Максимум 3 балла.
Ответ.
[туш] - туш как существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных инструментах.
[туш] - тушь как существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску, применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.
Задание 2.
Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».
Один фразеологизм – 1 балл.
Куры не клюют, тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби, выше головы, яблоку негде упасть и др.
Задание 3.
Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов.
Ответ на вопрос – 1 балл.
Родственное слово – 1 балл.
Пример – 0,5 балла
1. Топонимы – это географические названия. (1)
2. Топография, топология (от греч. topos - место). (До 3 баллов – в зависимости от полноты ответа и количества примеров).
3. Киев, Нева, Альпы и др. (1 пример – 0,5 балла)
Задание 4.
Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.
Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.
До 5 баллов.
(Не) вспоя – (не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1); ворога – врага (1).
Враг появляется у человека, если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2).
Задание 5.
Прочитайте отрывок из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Какое слово в нем может быть заменено цифрой? Какой частью речи оно является? Какие слова вне этого отрывка могут относиться к другой части речи? Какой частью речи они являются в этом тексте?
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: „А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?“ Они спрашивают: „Ему уже двенадцать лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?“ И после этого воображают, что узнали человека. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться.
2. Вопросительное местоимение.
3. Взрослые, самое главное – имена существительные в тексте; имена прилагательные.
В случае указания на слова стоит (безличный // личный глагол), что (союз // местоимение), и (союз // частица), после (предлог // наречие) каждый ответ оценивается тремя баллами.
Задание 6.
Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить (пояс).
Значение слова – 0,5 балла.
Производящее слово – 0,5 балла.
Словообразовательные морфемы – до 1 балла.
Итого максимум 12 баллов.
Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.
Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса –еныш-.
Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся. Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса -тельн-
Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса -ец-.
Затужить (пояс) – затянуть; от тугой или туго при помощи суффикса -и- и приставки за-.
Задание 7.
Найти правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.
Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.
Одно словосочетание – 1 балл.
Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону.
Задание 8.
Однажды один учёный шёл домой и случайно услышал разговор двух школьников. Один сказал: «Гляди, Ушаков идёт!» Другой удивился: «Ты что? Ушаков — это словарь». Прав ли второй школьник, назвав словарь фамилией человека? О каком словаре идёт речь?
До 4 баллов.
Второй школьник, называя словарь Ушаковым, использовал метонимический перенос наименования с автора на его произведение. Ср. У тебя Пушкин есть? = У тебя книга Пушкина есть? (До 2 баллов) Он имел в виду «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова – первый советский толковый словарь, первый том которого был издан в 1935, а последний в 1940 году. (До 2 баллов)
Задание 9.
Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова. Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.
Состав 1 слова – 0,5 балла.
Итого максимум 2,5 балла.
По – дорож – ник – нулевое окончание – 4 морфемы.
Без – ум – н – ый – 4 морфемы.
Вы – крик – ну – ть – 4 морфемы.
По – дум – а – ете – 4 морфемы.
Пере – дум – а – л – нулевое окончание - 5 морфем.
Задание 10.
В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик.
1 балл.
Каменщик
Задание 11.
Подберите иконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.
Орфограмма – 0,2 балла. Всего 1,6 балла.
Синоним – 0,5 балла. Всего 3 балла.
Итого максимум 4,6 балла.
Эгоизм - себялюбие, иждивенец - нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный - исключительный, инъекция - укол, аккорд - созвучие.
Задание 12.
Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.
До 4 баллов в зависимости от полноты характеристики каждого варианта предложения.
Синтаксический строй предложения изменится: предложение
Глухой, дремучий лес - односоставное назывное, осложненное однородными согласованными определениями - превратится в предложение Лес глухой, дремучий – двусоставное, осложненное однородными составными именными сказуемыми.
Задание 13.
Нужны ли знаки препинания в предложении со следующими грамматическими признаками: простое, распространенное, осложнено обращением и однородными дополнениями, соединенными союзом или? Ответьте на вопрос, составив предложение, соответствующее такой характеристике. Названные признаки отразите графически (подчеркиванием).
Ответ. обращение доп. доп.
Возможный вариант предложения: Наташа, передай мою книгу Оле или Ире.
Представьтесь*
Ваш комментарий*