Задание 1.
Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вон в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Какие звуки разговаривают в сказке? Какой закон русской речи отражен в этом диалоге? Прокомментируйте его. Что означает в этом контексте выделенное слово?
Количество баллов.
Максимум 6 баллов.
Ответ.
1. Персонажи сказки два звука - ударный и безударный О. (1)
2. Закон редукции (1) - изменения качества безударного звука (1) вследствие сокращения его длительности (1) и ослабления напряженности (1).
3. Периферия – удаленность от ударного слога. (1)
Задание 2.
Родственны ли слова диктант, диктатор, диктофон, диктат, диктор, диктатура? Обоснуйте свой ответ.
Максимум 7 баллов.
Этимологически родственны все эти слова (1), но при этом они восходят к разным значениям лат. (1) diktare (1): диктант, диктофон, диктор (1) – произносить вслух (1), а диктатор, диктат, диктатура (1) – предписывать что-либо для безоговорочного выполнения, приказывать (1).
Задание 3
Буква Ђ («ять») до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной орфографии пишется е. Разницы в произношении звуков, обозначаемых этими буквами, не было, поэтому, когда учились писать, слова с буквой Ђ приходилось просто запоминать. Однако употребление букв Ђ и е описывается достаточно простым правилом. Конечно, из этого правила есть исключения, но среди приведенных ниже слов, данных в старой орфографии, их нет: бЂлить, грезить, дЂльный, медокъ, мЂлокъ, плеть, рЂка, свЂтлый, селить, сельский, снЂгъ, сЂтка, тёмный, щека, щёлка.
Сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии следующие слова: беда, верить, весна, ель, лесок, плен, пчельник, резать сера.
Количество баллов
Его транскрипция – 0,2 балла. Всего 3,6 балла.
Итого максимум 11, 6 балла.
(с[э]ра).
Задание 4.
Какие утверждения неверны?
а). Все существительные, оканчивающиеся на –и, являются несклоняемыми.
б). Все существительные, оканчивающиеся на – о, среднего рода.
в). Несклоняемыми среди именных частей речи бываю только существительные.
г). Все существительные, оканчивающиеся на –а, относятся к 1 склонению.
д). Все прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
е). Краткие прилагательные образуются от полных.
Подтвердите примерами несостоятельность утверждений, которые вы выбрали.
Ответ на вопрос – по 1 баллу за каждое утверждение. Всего 5 баллов.
Пример – 1 балл и возможные комментарии к нему – 1 балл.
Неверны утверждения а) (1) (грабли, реки) (2);
б) (1) (домишко) (1);
в) (1) (хаки, беж – прилаг. (2), н?кто – неопр. местоим. (2), его, её, их (3) – притяж.местоим. (1));
г) (1) (бра, Никарагуа – нескл. (3), уста, ворота – склоняются как сущ. 2 скл. во мн.числа (3) );
д) (1) (см. примеры 3)
{module 54}
Задание 5.
Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?
2 балла.
Задание 6.
О ком из отечественных лингвистов идет речь?
Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 века этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).
1 балл.
С.И. Ожегов.
Задание 7.
1. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.
Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
2. Попытайтесь таким же образом передать следующую русскую пословицу:
Собака лает, ветер носит.
Задание 8.
Определите синтаксическую роль выделенных слов.
1. Он хотел пить. – Он хотел чаю.
2. Она начала писать – Она начала письмо.
3. Мечта победить в гонке преследовала его. – Мечта о победе в гонке
преследовала его. Победить – вот его мечта.
4. Отец был машинистом. – Отец был в отъезде. – Отец был в ярости.
Максимум 10 баллов.
1, 2. Пить, писать - часть сказуем. (2); чаю, письмо - дополн. (2)
3. Победить - несогл.определ. (1), о победе – несогл.опредлел. (1); победить – подлежащ. (1)
4. Машинистом – часть сказуем. (1), в отъезде – обстоятельство (1), в ярости - часть сказуем. (1)
Задание 9.
Обозначьте в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?
Артерия, патент, пресса, шинель.
1. Транскрипция - 4 балла.
2. Тип словаря – 1 балл.
1. Ар[те]рия, па[т? е]нт, п[р? е]сса, ши[н? е]ль.
2. Орфоэпические словари.
Задание 10.
Определите лексическое значение выделенных слов.
Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)
Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник»)
Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов»)
3 балла.
Бретер – человек, любящий драться на дуэли, скандалист и забияка.
Людская – помещение для дворни, прислуги.
Скрижаль – доска, плита с написанным на ней текстом (преимущественно священным, культовым).
Задание 11.
Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение К.Ваншенкина?
Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
Гордость с нами идет, как доныне.
Я желаю тебе и себе –
Больше гордости, меньше гордыни.
Паронимы.
Задание 12.
Как образованы выделенные слова в строках стихотворений И.Северянина? Какой лингвистический термин применим к подобным словам?
Приведите примеры слов, образованных по таким же словообразовательным моделям.
а) Одиночила в комнате девушка.
Взволновали ее звуки флейты…
б) Я еду в серебряноспицной коляске…
Определение модели и способа образования слова – 2 балла + 1 балл. Всего 6 баллов.
Пример – 1 балл.
Определение термина – до 1,5 баллов.
1. Одиночила - одинок/ч(ий) (1) + и (1). Суффиксальнй (1). Пример: веселить – весел(ый)+и (1)
Серебряноспицная – серебрян(ая)+спиц(а) (1)+н (1). Сложение основ с суффиксацией (1). Пример: железнодорожный – железн(ая)+дорог/ж(а)+н (1)
2. Неологизмы (1) или окказионализмы (1,5).
Задание 13.
Что в приведенных ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?
Мои богини? что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Архаичная форма – 1 балл. Комментарий – до 3 баллов. Всего 4 балла.
Внемлите мой печальный глас(1). В соответствии с современными нормами глагол внимать употребляется либо без дополнения (1), либо требует при себе дополнения в форме дательного падежа (1): внемлите моему печальному гласу (1).
Задание 14.
Есть ли в предложении В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.
Максимум 4 балла.
Выражение снежный буран (1) - это плеоназм (1), ошибка, заключающаяся в употреблении слов, семантически дублирующих друг друга (1): ср. снежный и буран – сильный зимний ветер, снежная буря, метель (1).
Задание 15.
Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:
Птицы одинакового оперенья держатся вместе.
У него еще за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит её день.
Не стоит пороха и дроби.
Чёрная овца в семье.
До 7 баллов.
Одного поля ягоды (1); два сапога пара (1).
Молоко на губах не обсохло.(1)
Будет и на нашей улице праздник. (1)
Овчинка выделки не стоит.(1)
В семье не без урода (1); паршивая овца в семье. (1)
Представьтесь*
Ваш комментарий*