Олимпиадные задания по русскому языку 11-й класс. Ответы.

Задание 1.

Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.

- А, здравствуйте!

- Извините, я не А, а О.

- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.

- Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.

- Что же у тебя за место такое?

- Периферия. Ты вон в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?

Какие звуки разговаривают в сказке?  Какой закон русской речи отражен в этом диалоге? Прокомментируйте его. Что означает в этом контексте выделенное слово?

Количество баллов.

  1. Определение звуков – 1 балл.
  2. Определение закона звучащей русской речи – 1 балл.
  3. Комментарий – до 3 баллов.
  4. Определение контекстного значения слова – 1 балл.

Максимум 6 баллов.

Ответ.

1. Персонажи сказки два звука - ударный и безударный О. (1)

2. Закон редукции  (1) -  изменения качества безударного звука (1) вследствие сокращения его длительности (1) и ослабления напряженности (1).

3. Периферия – удаленность от ударного слога. (1)

Задание 2.

Родственны ли слова диктант, диктатор, диктофон, диктат, диктор, диктатура? Обоснуйте свой ответ.

Количество баллов.

  1. Ответ на вопрос – 1 балл.
  2. Комментарий – до 6 баллов.

Максимум 7 баллов.

Ответ.

Этимологически родственны все эти слова (1), но при этом они восходят к разным значениям лат. (1) diktare (1):  диктант, диктофон, диктор (1) – произносить вслух (1), а диктатор, диктат, диктатура (1) – предписывать что-либо для безоговорочного выполнения, приказывать (1).

Задание 3

Буква Ђ  («ять») до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной орфографии пишется е. Разницы в произношении звуков, обозначаемых этими буквами, не было, поэтому, когда учились писать, слова с буквой Ђ  приходилось просто запоминать. Однако  употребление букв Ђ и  е описывается достаточно простым правилом. Конечно, из этого правила есть исключения, но среди приведенных ниже слов, данных в старой орфографии, их нет: бЂлить, грезить, дЂльный, медокъ, мЂлокъ, плеть, рЂка, свЂтлый, селить, сельский, снЂгъ, сЂтка, тёмный, щека, щёлка.

Сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии следующие слова: беда, верить, весна, ель, лесок, плен, пчельник, резать сера.

Количество баллов

  1. Формулировка правила – 8 баллов.
  2. Одно верно записанное слово – 0, 2 балла.

Его транскрипция – 0,2 балла. Всего 3,6 балла.

Итого максимум 11, 6 балла.

Ответ.

  1. Правило формулируется так: Если в формах данного слова(1) или в родственных ему словах(1) под ударением(1) перед мягкими согласными(1) произносится [ о](1), то в слове пишется е(1); если произносится [э](1), то пишется Ђ («ять»)(1).
  2. бЂда (б[э]д), вЂрить (в[э]ра), весна (в[ о]сны), ель ([й о]лка), лЂсокъ (л[э]с), плЂнъ (пл[э]н), пчельник (пч[ о]лы), рЂзать (р[э]зать), сЂра

(с[э]ра).

Задание 4.

Какие утверждения неверны?

а). Все существительные, оканчивающиеся на –и, являются несклоняемыми.

б). Все существительные, оканчивающиеся на – о, среднего рода.

в). Несклоняемыми среди именных частей речи бываю только существительные.

г). Все существительные, оканчивающиеся на –а, относятся к 1 склонению.

д). Все прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

е). Краткие прилагательные образуются от полных.

Подтвердите примерами несостоятельность утверждений, которые вы  выбрали.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – по 1 баллу за каждое утверждение. Всего 5 баллов.

Пример – 1 балл и возможные комментарии к нему – 1 балл.

Ответ.

Неверны утверждения а) (1) (грабли, реки) (2);

б) (1) (домишко) (1);

в) (1) (хаки, беж – прилаг. (2), н?кто – неопр. местоим.             (2), его, её, их (3) – притяж.местоим. (1));

г)  (1) (бра, Никарагуа – нескл. (3), уста, ворота – склоняются как сущ. 2 скл. во мн.числа (3) );

д) (1) (см. примеры 3)

{module 54}

Задание 5.

Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?

  1. Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.
  2. Латинский, старославянский, санскрит.

Количество баллов.

2 балла.

Ответ.

  1. Живые языки. (1)
  2. Мёртвые языки. (1)

Задание 6.

О ком из отечественных лингвистов идет речь?

Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 века этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

С.И. Ожегов.

Задание 7.

1. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

2. Попытайтесь таким же образом передать следующую русскую пословицу:

Собака лает, ветер носит.

Количество баллов.

  1. 1 балл.
  2. До 5 баллов.

Ответ.

  1. Что написано пером, то не вырубишь топором.

Задание 8.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.

1. Он хотел пить. – Он хотел чаю.

2.  Она начала писать – Она начала письмо.

3. Мечта победить в гонке преследовала его. – Мечта о победе в гонке

преследовала его. Победить – вот его мечта.

4. Отец был машинистом. – Отец был в отъезде. – Отец был в ярости.

Количество баллов.

Максимум  10 баллов.

Ответ.

1, 2.  Пить, писать - часть сказуем. (2); чаю, письмо - дополн. (2)

3. Победить - несогл.определ. (1), о победе – несогл.опредлел. (1); победить – подлежащ. (1)

4. Машинистом – часть сказуем. (1), в отъезде – обстоятельство (1), в ярости - часть сказуем. (1)

Задание 9.

Обозначьте  в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?

Артерия, патент, пресса, шинель.

Количество баллов.

1. Транскрипция - 4 балла.

2. Тип словаря – 1 балл.

Ответ.

1. Ар[те]рия, па[т? е]нт, п[р? е]сса, ши[н? е]ль.

2. Орфоэпические словари.

Задание 10.

Определите лексическое значение выделенных слов.

Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник»)

Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

Количество баллов

3 балла.

Ответ.

Бретер – человек, любящий драться на дуэли, скандалист и забияка.

Людская – помещение для дворни, прислуги.

Скрижаль – доска, плита с написанным на ней текстом (преимущественно священным, культовым).

Задание 11.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение К.Ваншенкина?

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идет, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

Паронимы.

Задание 12.

Как образованы выделенные слова в  строках стихотворений И.Северянина? Какой лингвистический термин применим к подобным словам?

Приведите примеры слов, образованных по таким же словообразовательным моделям.

а) Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты…

б) Я еду в серебряноспицной коляске…

Количество баллов.

Определение модели и способа образования слова – 2 балла + 1 балл. Всего 6 баллов.

Пример – 1 балл.

Определение термина – до 1,5 баллов.

Ответ.

1. Одиночила  -  одинок/ч(ий) (1) + и (1). Суффиксальнй (1). Пример: веселить – весел(ый)+и (1)

Серебряноспицная – серебрян(ая)+спиц(а) (1)+н (1). Сложение основ с суффиксацией (1). Пример:  железнодорожный – железн(ая)+дорог/ж(а)+н (1)

2. Неологизмы (1) или окказионализмы (1,5).

Задание 13.

Что в приведенных ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»  звучит архаично и не соответствует  современным грамматическим  нормам?

Мои богини? что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Количество баллов.

Архаичная форма – 1 балл. Комментарий – до 3 баллов. Всего 4 балла.

Ответ.

Внемлите мой печальный глас(1). В соответствии с современными нормами глагол внимать употребляется либо без дополнения (1), либо требует при себе дополнения в форме дательного падежа (1): внемлите моему печальному гласу (1).

Задание 14.

Есть ли в предложении  В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.

Количество баллов.

  1. Ошибочное выражение – 1 балл.
  2. Комментарий - до 3 баллов.

Максимум 4 балла.

Ответ.

Выражение снежный буран (1) - это плеоназм (1), ошибка, заключающаяся в употреблении слов, семантически дублирующих друг друга (1): ср. снежный и  буран – сильный зимний ветер, снежная буря, метель (1).

Задание 15.

Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

Количество баллов.

До 7 баллов.

Ответ.

Одного поля ягоды (1); два сапога пара (1).

Молоко на губах не обсохло.(1)

Будет и на нашей улице праздник. (1)

Овчинка выделки не стоит.(1)

В семье не без урода (1); паршивая овца в семье. (1)

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить