Задание 1.
Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря юного филолога.
В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык – _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________. Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________ и ___________________________________.
Итоговое количество баллов – 15.
Ответ.
В IX веке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка// один из южнославянских диалектов) , на нем были сделаны переводы с греческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде(землях), а затем распространился у южных славян. С X века он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - глаголической и кириллической.
Критерии оценивания
Каждый восстановленный фрагмент – 1 балл. В сумме – 15 баллов.
Задание 2.
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.
Количество баллов – 10.
Критерии оценивания.
Задание 3.
Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?
Внимание!
Розжиг костров,
выдох вдоха,
выгул собак,
вынос тела,
отлов рыбы и отстрел дичи,
выводок гусей,
выпас и выгон скота,
выродок людей,
выпорос свиней,
выплав стали,
вымет икры,
выплыв сели,
вылуп птиц из яиц,
выпор детей,
выкур курей и выпрыг кенгурей,
загляд и залаз в дупла
выпуг тетерев,
с выкуром оттуда пчел
и распробом меда
запрещен и прекращен!
Итоговое количество баллов – 2,9.
1. Выполз (сущ.), выпорос, вымет, вылуп, выпрыг, выкур, выпуг, выпор, загляд, залаз, распроб.
2. Эти слова образованы при помощи нулевого суффикса (бессуфиксным способом, нуль-суффиксацией).
3. Таким же способом образованы слова розжиг, выгул, отлов, отстрел, выпас, выгон, выдох, вынос.
Задание 4.
Какие морфологические архаизмы встречаются во фрагменте поэмы Л.Мартынова «Домотканая Венера», представленном ниже? Почему эти слова рассматривают как архаические? Дайте им грамматическую характеристику.
Так мсти же за звезду, оплывшая свеча!
Пусть сизый язычок рванется, трепеща.
Он скачет. Он растет. Пусть ринется на стены!
Пожрет он пусть и вас, прокляты гобелены!
Навстречу пламени вей, ветер ледяной!
Ах, небо звездное открылось надо мной.
Незримою толпой из темного урмана
Иду на белый свет – Венера домоткана!
Итоговое количество баллов - 11.
1. Прокляты ( гобелены), домоткана (Венера).
2. Краткие формы относительных прилагательных в современном русском языке отсутствуют. Кроме того, краткие прилагательные не употребляются в атрибутивной функции ( не выступают в синтаксической роли определений).
3. Прокляты - краткое относительное прилагательное в форме мн. ч.. им.п., употребленное в составе обращения; домоткана – краткое относительное прилагательное в форме ж.р., ед.ч., им.п., входит в состав обособленного приложения.
1. Выявление морфологических архаизмов: одно слово – 1 б. В сумме - 2 балла.
2. Ответ на вопрос - до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
3. Грамматическая характеристика одного слова – до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности. Итого 6 баллов.
Задание 5.
Герой повести Л.Н.Толстого «Детство» Николенька Иртеньев, перебирая бумаги своего учителя Карла Иваныча Мауера, находит среди стихов на немецком языке одно стихотворение, которое было написано немцем на русском. Что в нем свидетельствует о том, что писал его человек, для которого русский язык не родной? Перечислите и квалифицируйте эти факты. Предложите исправленный вариант этого текста.
Г – же Петровской, 1828, 3 июни.
Помните близко,
Помните далеко,
Помните моего
Еще отнине и до всегда,
Помните еще до моего гроба, как верен я любить имею.
Итоговое количество баллов 19.
1. Неправильное написание слов июни, отнине (орфографические ошибки).
Нарушение грамматических// лексических норм:
- употребление притяжательного местоимения моего вместо личного меня;
- употребление наречия ( всегда) с предлогом;
- употребление прилагательного верен вместо наречия верно (любить- люблю)// неверное построение предложения (как верен я любить имею) при возможных вариантах как верен я в любви, как верно я любить умею, как верна моя любовь;
- неверное построение фраз помните близко, помните далеко, связанное с пропуском структурно необходимого компонента либо находясь (помните, находясь близко, далеко), либо (даже) если я (вы) нахожусь (находитесь) близко, далеко//нарушение лексической сочетаемости слов помните и близко, далеко;
- неуместное (лишнее) употребление наречия еще;
- неверное //неточное употребление отнине (отныне), до моего гроба при возможном сейчас, до смерти, до конца жизни.
2. Например: Помните ( меня), находясь рядом (близко) или далеко, помните (меня) сейчас и всегда, (помните) до самой смерти, как я вам верен//предан (как верно я вас люблю//как верен я вам в любви// как верно я любить умею// как верна моя любовь).
Задание 6.
Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.
Итоговое количество баллов - 6.
1. Это этимологически родственные слова.
2. Возможный комментарий: Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, этимологическим (исходным) корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья), r?d (род), rjdzi? (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, родной, урожай, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».
Допустима добавочная версия о положительной и отрицательной семантике в связи с особенностями развития языков.
1. Ответ на вопрос – 1 б.
2. Комментарий – до 5 баллов в зависимости от полноты и правильности.
Задание 7.
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Количество баллов – 2.
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Обособление приложения скота – 2 б.
Задание 8.
Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
Итоговое количество баллов – 6.
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие
пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
Задание 9.
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
Итоговое количество баллов –2.
Задание 10.
Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Что означают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить этот ряд?
Итоговое количество баллов – 2.
соответственно фито- (греч. phyton - растение); гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos – место, местность); антропо- (греч. anthr?pos - человек). Поэтому фитоним – это название растений, гидроним – название водоёмов, топоним – название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица.
Задание 11.
Какие слова могут иметь такие формы: полки, полками? Запишите их начальную(ые) форму(ы).
Итоговое количество баллов – 4.
1. Каждая из начальных форм – 1 балл.
Представьтесь*
Ваш комментарий*