Олимпиада по русскому языку. 9 класс. Ответы.

Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).

Задание 1.

В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа … есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни  истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что означали  истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?

Итоговое количество баллов -

Ответ.

1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.

2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.

3. Скульптор, ваятель.

4. Архаизмы.

Критерии оценивания.

  1. Одно однокоренное слово – 0,1  б.
  2. Определение значения слова – 1б.
  3. Подбор  синонимов – от 0,5 до 1б.
  4. Квалификация слов – 1б.

Задание 2.

Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

О Грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующие части:

  1. I. На Правописание.
  2. II. На Произведение слов.
  3. III. На Сочинение слов
  4. IV. На Произношение слов.

Количество баллов – 4.

Ответ.

О грамматике и ее разделах//частях//структуре.

Грамматика учит правильно образовывать формы слов(словоформы)//изменять слова и формы словосочетаний и предложений//строить словосочетания и предложения

Грамматика разделяется на две следующие части//состоит  из двух частей(разделов):

1. Морфология.

2. Синтаксис.

(Возможно указание на Словообразование как  на часть Грамматики)

Критерии оценивания.

1. От 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и точности выполнения задания.

Задание 3.

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?  Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

Количество баллов 11 .

Ответ.

  1. Сказка «По щучьему велению».
  2. Перевод с английского языка.
  3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:

- Сходи, Емеля , за водой.

А он им с печки:

- Неохота!

- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну ладно.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Критерии оценивания.

  1. Название сказки – 0,5 б.
  2. Язык - 0,5 б.
  3. Восстановление текста сказки – от 1 до 10 баллов в зависимости от  точности и полноты отражения стилистического и содержательного  своеобразия сказки.

{module 54}

Задание 4.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам  найти определение, а точнее, «восстановление »  пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов – 4.

Ответ.

  1. Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).
  2. 2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).

Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Критерии оценивания.

  1. Определение грамматических особенностей  кратких прилагательных -  1 балл.
  2. Восстановление одного  производящего словосочетания -  0,5 балла. Комментарий – 0,5 балла. В сумме 3 балла.

Задание 5.

Какого человека называют шляпой? Почему именно шляпой, а не шапкой, не кепкой, не беретом?

Ответ.

Человека неловкого, нерасторопного часто называют шляпой. Шляпа – принадлежность гражданского, штатского костюма и является как бы символом штатского человека. Человека, у которого отсутствует выправка, стать и сноровка, в отличие от кадрового военного, называют шляпой, подчёркивая таким образом качества, свойственные невоенным людям.

Итоговое количество баллов – 2.

Критерии оценивания.

  1. Ответ на вопрос – 1 балл.
  2. Комментарий – 1 балл.

Задание 6.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

Славянское языковое «дерево» имеет три  основные ветви:__________________ языки,___________________________ языки,______________________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - ________________; вторая -___________________________ ; третья - ___________________________..

Итоговое количество баллов – 22.

Ответ.

Славянское языковое «дерево» имеет три  основные ветви:  восточнославянские языки, западнославянские  языки, южнославянские  языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки. У каждого из этих языков-ветвей есть еще веточки с многочисленными «листочками» -  наречиями и говорами (диалектами).

Критерии оценивания.

1. Восстановление одного наименования  - 1 балл. В сумме -15 баллов.

2. Продолжение текста с указанием на членение языковых ветвей  - 2 балла.

Конкретизирование членения русского языка (южнорусское и севернорусское наречие, среднерусские  переходные говоры и т.д.) – до 5 баллов.

Задание 7.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений?  Какие грамматические формы  помогают это сделать? Какие речевые действия  совершаются  при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Н.И. Тургенев

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Ю.В. Жадовская

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой…

Ф.И. Тютчев

Итоговое количество баллов  -  10.

Ответ.

1. Молитва.

2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения,  2 лица, ед.ч.

3. Просьба, совет, рекомендация, приказ, пожелание.

Критерии оценивания.

1. Определение жанровой формы – 1 балл.

2. Выявление  грамматических форм: одна форма – 1 балл. В сумме 2 балла.

3. Их характеристика – до 2 баллов.

4. Указание на одно из речевых действий – 1балл. В сумме – 5 баллов.

Задание 8.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 2.

Ответ.

Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.

Критерии оценивания.

  1. Толкование фразы – 1 балл.
  2. Комментарий – 1 балл.

Задание 9.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2.

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

Критерии оценивания.

Обособление  приложения  скота – 2 б.

Задание 10.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                                             (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 6.

Ответ.

  1. Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

пишется как  суженный;

- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

- существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

Критерии оценивания

  1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.
  2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 11.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как  обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф.Глинка

Итоговое количество баллов – 12,3.

Ответ.

  1. Мчится: обозначение мягкости не требуется, так как звук ч' не имеет пары по твердости, тройка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая: обозначение мягкости не требуется, так как звук  j не имеет пары по твердости , вдоль: при помощи  мягкого знака , дороге: при помощи буквы е, столбовой: (см. тройка), колокольчик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая), гудит: при помощи буквы и, дугой: см.тройка.

Критерии оценивания

  1. Каждая верно  выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.
  2. Каждый из  способов обозначения мягкости согласных -  1 б. В сумме - 11 баллов.
 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить