Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).
Задание 1.
В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа … есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)
Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что означали истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?
Итоговое количество баллов -
Ответ.
1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.
2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.
3. Скульптор, ваятель.
4. Архаизмы.
Критерии оценивания.
Задание 2.
Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.
О Грамматике и ея разделении.
Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.
Грамматика разделяется на четыре следующие части:
Количество баллов – 4.
О грамматике и ее разделах//частях//структуре.
Грамматика учит правильно образовывать формы слов(словоформы)//изменять слова и формы словосочетаний и предложений//строить словосочетания и предложения
Грамматика разделяется на две следующие части//состоит из двух частей(разделов):
1. Морфология.
2. Синтаксис.
(Возможно указание на Словообразование как на часть Грамматики)
1. От 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и точности выполнения задания.
Задание 3.
При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.
Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
- (Имя), организуй доставку воды с реки!
- Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.
Количество баллов – 11 .
- Сходи, Емеля , за водой.
А он им с печки:
- Неохота!
- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну ладно.
Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
{module 54}
Задание 4.
Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.
Итоговое количество баллов – 4.
Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.
Задание 5.
Какого человека называют шляпой? Почему именно шляпой, а не шапкой, не кепкой, не беретом?
Человека неловкого, нерасторопного часто называют шляпой. Шляпа – принадлежность гражданского, штатского костюма и является как бы символом штатского человека. Человека, у которого отсутствует выправка, стать и сноровка, в отличие от кадрового военного, называют шляпой, подчёркивая таким образом качества, свойственные невоенным людям.
Итоговое количество баллов – 2.
Задание 6.
Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:__________________ языки,___________________________ языки,______________________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - ________________; вторая -___________________________ ; третья - ___________________________..
Итоговое количество баллов – 22.
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки. У каждого из этих языков-ветвей есть еще веточки с многочисленными «листочками» - наречиями и говорами (диалектами).
1. Восстановление одного наименования - 1 балл. В сумме -15 баллов.
2. Продолжение текста с указанием на членение языковых ветвей - 2 балла.
Конкретизирование членения русского языка (южнорусское и севернорусское наречие, среднерусские переходные говоры и т.д.) – до 5 баллов.
Задание 7.
Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?
Приди, о Истина, и поселись меж нами,
Приди, искорени вгнездившийся порок,
Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями
И чтоб невинного не гнал уж больше рок!
Н.И. Тургенев
Дух премудрости, и разума, и силы!
Всеобъемлющей, божественной любви!
Нас, заглохших в суете, помилуй
И своим дыханьем оживи1
Ю.В. Жадовская
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой…
Ф.И. Тютчев
Итоговое количество баллов - 10.
1. Молитва.
2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения, 2 лица, ед.ч.
3. Просьба, совет, рекомендация, приказ, пожелание.
1. Определение жанровой формы – 1 балл.
2. Выявление грамматических форм: одна форма – 1 балл. В сумме 2 балла.
3. Их характеристика – до 2 баллов.
4. Указание на одно из речевых действий – 1балл. В сумме – 5 баллов.
Задание 8.
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.
Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Задание 9.
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Количество баллов – 2.
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец
Обособление приложения скота – 2 б.
Задание 10.
Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
Итоговое количество баллов – 6.
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие
пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
Критерии оценивания
Задание 11.
Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ф.Глинка
Итоговое количество баллов – 12,3.
Представьтесь*
Ваш комментарий*