Олимпиады по русскому языку. 10-11 классы. Ответы.

Общее время выполнения работы - 3,5 часа.

Вводная часть:

1. Задания  можно   выполнять   в   произвольном   порядке.   Однако  к  заданию   12 рекомендуется обратиться в последнюю очередь. Номер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2.     При     оценивании     выполненного     задания     учитывается     орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

Задание 1.

Догадываетесь ли вы, по какому принципу построена известная фраза "Куй железо, не отходя от кассы" из фильма "Бриллиантовая рука"? Сформулируйте этот принцип и попробуйте придумать название фразам, составленным в соответствии с ним. Используя этот принцип, составьте свою фразу с новым неожиданным смыслом.

Количество баллов -

1. Формулировка принципа—до 1 б.

2. Название фразы - до 0,5 б.

3. Составление своей фразы - до 2 б.

Итого: 3,5 б.

Ответ:

1. Принцип соединения // "скрещивания" частей известных устойчивых выражений.

2. "Гибрид", "помесь", "микс" и под.

3. Например: "Семь раз отмерь, коли делать нечего".

Задание 2.

Дополните текст, данный с купюрами, стараясь максимально приблизиться к оригиналу. Определите его стилевую принадлежность, тип речи; назовите признаки, по которым вы это сделали.

1. Лет двадцать ... в Покете существовал небольшой ресторан,..., что ... хозяин и один слуга. ... десять столиков, могущих единовременно ... тридцать, но даже половины ... за ними. Между тем ... безукоризненной ... . Скатерти ..., что голубые ... их складок напоминали фарфор, посуда ... тщательно, ножики и ... салом, кушанья, ... из отличной ..., по количеству и цене ... заведению полчища едоков. ..., на окнах и столах были цветы. Четыре картины в ... являли по голубым обоям четыре ... .

(А.Грин. "Дорога никуда ")

Количество баллов -

1. Восстановление текста: за каждое восстановленное в купюре слово, совпадающее со словом оригинала или логически и стилистически ему не противоречащее, - до 0,3 б (0,3 б • 41 = 12,3 б). 0,3 балла оценивается и каждое слово, отвечающее требованиям логической и стилистической сообразности, но предложенное "сверх нормы". В этом случае количество слов окажется больше количества пропущенных слов.

2. Определение стилевой принадлежности текста - 0,5 б; определение типа текста - 0,5 б. Каждый верный аргумент, подтверждающий эти выводы, - 0,2 б.

Ответ:

Лет двадцать назад в Покете существовал небольшой ресторан, такой небольшой, что посетителей обслуживали хозяин и один слуга. Всего было там десять столиков, могущих единовременно питать человек тридцать, но даже половины сего числа никогда не сидело за ними. Между тем помещение отличалось безукоризненной чистотой. Скатерти были так белы, что голубые тени их складок напоминали фарфор, посуда мылась и вытиралась тщательно, ножики и ложки никогда не пахли салом, кушанья, приготовляемые из отличной провизии, по количеству и цене должны были бы обеспечить заведению полчища едоков. Кроме того, на окнах и столах были цветы. Четыре картины в золочёных рамах являли по голубым обоям четыре времени года.

(А. Грин. "Дорога никуда")

2. Художественный текст. Тип речи - описание.

Задание 3.

Известно, что дети "придумывают" свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Количество баллов -

  1. Толкование слова - до 0,5 б.

Всего:0,5б ·7 =3,56.

  1. Образование слова - до 0,5 б (один вариант)

Всего:0,5б·2 =16

Итого: 4,5 б.

Ответ:

  1. пошутитель - человек, который шутит (пошутил).

пауктина - паутина. От слова паук + суффикс тин

аллокаться - говорить алло по телефону. От слова алло.

2.

недогол - ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.

базарник—человек, работающий на базаре.

приметаллить - припаять.

заверток - сверток или бумага, в которую что-то завернуто.

пошутитель ? пошутить или пошутитель ? шутить

Задание 4.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

  1. 1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?
    1. Восстановление исходной формы выражения - 0,5 б • 5 = 2,5 б
    2. Указание названия произведения - 0,25 б, его автора - 0,25 б.

Количество баллов -

Всего:0,5б · 5 =2,5б.

  1. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 2,5 б +2,5 б + 1 б =6 б.

Ответ:

1        . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2        Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

Задание 5.

У учёных существует несколько точек зрения на тип склонения слова дитя. Сторонники каждой из этих точек зрения приводят свои доводы в её защиту. Изложите и вы свою позицию относительно принадлежности этого слова тому или иному типу склонения, аргументируйте её.

Количество баллов -

Оценивается полнота и верность аргументов; выводы у учащихся могут зависеть от комбинации аргументов и быть разными, поэтому важнее оценить логичность и последовательность рассуждения. Каждый аргумент - до 1,5 б; за ошибки в образовании падежных форм и другие грамматические ошибки в аргументации снимается 0,1 б.

Последовательность и логика ответа— до 3б.

Ответ:

В качестве аргументов могут быть приведены: - родовая характеристика слова (ср.р.)

- формы косвенных падежей (дитяти (Р, Д, П), дитятей (-ею)               (Тв.) и их
соотнесённости с начальной формой)

- сравнение падежных форм слова с аналогичными формами существительных других склонений

- наблюдения относительно частотности этого слова в формах Им.п. и косвенных падежей (чаще употребляется форма дитя (Им., Вин.), редко - формы косвенных падежей)

- наблюдения относительно частотности этого слова в произведениях XVIII - XIX вв. (регулярно употреблялось во всех формах)

Задание 6.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Количество баллов -

1. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

Ответ:

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом)) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

 

3.[cв jy - mв jy] ; [твjэj - рзумэjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 7.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

Количество баллов -

Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности.

Итого: 6 б.

Ответ:

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

Задание 8.

Найдите в фрагменте из стихотворения С.Есенина "Серебристая дорога" авторский неологизм. Объясните, как он образован и какой смысл вносит в стихотворение.

Серебристая дорога,

Ты зовёшь меня куда?

Свечкой чисточетверговой

Над тобой горит звезда.

Количество баллов -

1. Объяснение образования неологизма-до 1 б.

2. Объяснение его смысла - до 4 б.

Итого: 5 б.

Ответ:

1. Неологизм "чисточетверговая" (свечка) образован на базе словосочетания чистый четверг, способ — сложение основ и суффиксация. чисточетвергов(ая) ? чистый четверг

2. Чистый четверг - страстной четверг, т.е. четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. Звезда горит над дорогой, словно свечка в храме во время Великого поста, на Страстной неделе, которую христианская церковь посвящает памяти страданий и смерти Христа и считает временем окончательной его победы над смертью, что утверждает христианина в его вере. Рождается символический образ путеводной звезды, помогающей найти верную, чистую и, может быть, тернистую, трудную дорогу в

Задание 9.

Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия "любовное яблочко (яблоко)", "золотые яблоки", "любезные яблоки" и даже "потки". Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? 3. Почему это название исчезло?

Количество баллов -

Каждый компонент ответа - до 1 б.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Псинки образовано от "пёс" (псы);

2. Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится "аромат" дворового пса.

3. Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, - очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.

Задание 10.

Прилагательные "высокопарный" и "пресловутый" пережили схожую семантическую трансформацию. Какого рода эта трансформация, вам подскажут строки лирического отступления из "Отрывков из путешествия Онегина", в которых автор говорит о мечтах своей юности, полной благородных стремлений и замыслов; поможет вам и сравнение этимологического и современного лексического толкования этих слов.

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья.

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Количество баллов-

1. Толкование этимологического и современного значения каждого из двух слов - 0,5 б и 0,5 б.

Всего: (0,5 б • 2) + (0,5 б • 2) = 2 б.

2. Выявление сущности семантической трансформации - до 1 б.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. "Высокопарный" — значит, напыщенный. Этимологически - "высоко летающий, парящий". В пушкинском контексте это слово - синоним слов "высокий, возвышенный". Таким образом, слово, выражавшее положительную оценку, приобрело оценку отрицательную.

2. "Пресловутый" ранее означало известный, знаменитый, этимологически - "очень славный" (ср: прекрасный - очень красный, очень словутый (устар.)), имело положительную семантику. Сегодня "пресловутый" выражает отрицательную оценку.

Задание 11.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубленный, одноврем...нный, размеж...ванный.

Количество баллов -

  1. Каждая названная функция буквы - 0,5 б.

Всего: 0,5 б • 3 = 1,5 б.

2. История буквы ё - до 3 б.

  1. Орфография: 1 слово - 0,5 б.

Всего: 0,5 б • 7 = 3,5 б.

Итого: 8 б.

Ответ:

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с'э]стры ? [с'остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

Задание 12.

Прочитайте стихотворения К. Рылеева, Кому адресовано чувство презрения? Какое слово (словоформа) не отвечает современным языковым нормам? Прокомментируйте ответ на этот вопрос?

Для поэта выражением "духа времени" стало то, что "человек от деспотизма стремится к свободе". Как вы понимаете выражение "дух времени"? В чём выражается, с вашей точки зрения, "дух времени" сегодня? Каково, по-вашему, назначение XXI века? Свои мысли изложите коротко, в форме небольшого сочинения-эссе.

Заплатимте тому презрением холодным,

Кто хладен может быть к страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель жизни человека,

Постичь дух времени и назначенье века.

1824

Количество баллов -

1. Ответ на вопрос - до 0,5 б.

2. Выявление "ошибочной" формы - до 0,5 б.

3. Глубина, всесторонность и логичность рассуждения на предложенную тему - до б б (до 2-х б за каждый критерий).

Ответ:

1. Презрения заслуживают те, кто равнодушен к страданиям народа, кого не трогает его тяжёлое положение.

2. Заплатимте - форма повелительного наклонения глагола заплатить образована с нарушением современных морфологических норм, требующих либо формы заплатите, либо - заплатим.

3. Сочинение.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить