№
Формулировка задания
Ответ
Балл
1
С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3)столярничать, сотрудничать.
1.Закон? закон-н-ый? закон-н-ость; готовый? готов-ность (историч. готов-н-ость от устаревшего готовный);
2.Центр? центр-альн-ый (центр? централь? централь-ный); вязать (ср. вяжу)? вяз-а-льн-ый;
3.Столяр? столярничать; труд? со-труд-ник? со-труд-нич-а-ть.
6
2
Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.
Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
4
3
Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.
1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;
6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.
ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат?, шоферЫ, купить яблок?,пара носкОВ, пара чулок?, тонна апельсинОВ, учителя – учители.
5
Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была.
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка .
3) Мы выбирали место поровнее.
4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой –потише.
6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.
Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое; 5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств;
6) душнее ,тише, дремучей- слова категории состояния в роли главного члена односоставного (безличного) предложения.
В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?
Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.
Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец.
Найдите «четвертое лишнее» в каждой группе. Аргументируйте ответ.
1) Балованный, втридорога, заиндеветь, мизерный.
2) Донельзя, заржаветь, мельком, откупорить.
3) Тефтели, сливовый, подростковый, петелька.
1) заиндеветь, 2) мельком, 3) подростковый.
Ударние.
3+1
7
В названии какой из пьес А.Островского имеется нарушение грамматических норм современного русского языка?
1) «Без вины виноватые», 2) «Грех да беда на кого не живет», 3) «За чем пойдешь, то и найдешь», 4) «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 5) «Не так живи, как хочется»
№ 2) .
«жить на кого»- нарушение нормы; при наличии двух однородных подлежащих, соединенных союзом ДА, уместнее употребление сказуемого во мн.числе: не живут.
8
Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
По стенам навеш..(н, нн)о было весьма тесно и бе...толково несколько картин.: длинный пожелтевш...й гравюр какого(то) сражения с огромн..ми барабанами кричащ..ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ.. .ми конями без стекла вставле(н, нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми(же) кружками по углам. (В)ряд с ними зан...мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н,нн)ая масл...(н, нн)ыми красками изобр...жавшая цветы фрукты разреза(н, нн)ый арбуз кабан...ю морду и в..севш….ю головою (в)низ утку. С середины потолка в.. .села люстра в холсти(н, нн)ом мешке от пыли ...делавшаяся похоже..ю на ш.. лковый кокон в котором сидит червяк. В углу комнаты была навал..(н,нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (нё)достойно лежать на столах. Что именно находилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили... что руки всякого касавшегося становились похож...ми на перчатки; заметнее (про)чего высов..вался (от)туда отломле(н, нн)ый кусок деревя(н,нн)ой лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать чтобы в комнате сей об..тало живое существо если(бы) (н..)возв...щал его пр..быванье старый поноше(н,нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с, сс)матривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та(же) самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бре...т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол..ки какою чистят на конюшне лошадей.
10
9. Напишите эссе на тему «Сложное предложение? Это совсем просто!»
Представьтесь*
Ваш комментарий*