КИМ по русскому языку для подготовки к ГИА

Часть 1
Прослушайте текст u выполните задание Сl на отдельном подпи­санном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы. так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания
Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и об­живая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в про­винцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.
«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки роди­тельского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я вся­ких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе ко­торой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обо­млел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явивше­гося из неё сознательного и материального чувства родины.
«Малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонно­сти, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «роди­мые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности.
(По В. Распутину) 294 слова


Частъ 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания Аl-А3; В1-В14.

(l) Haвepнoe, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2) Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.
(З) Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство прохо­дит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5) Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Чело­веческая личность закладывается в детстве; от детских впечатле­ний, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и соб­ственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный - особый, и покровский - ­особый, и старосадский - особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, - стало быть, никакой.
(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата - до сих пор богата, несмотря на все тяг­чайшие потери, - старая Москва: связи с прошлым. (1З)Вот почему так вaжно сохранить исторический образ города. (14)В па­мятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (l5) Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-на­стоящему, исполниться их прелести и важности.
(Ю. Нагибuн) 256 слов

К каждому заданию А1 – А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.


А1 В каком из высказываний, приведённых ниже, содержится ответ на вопрос «Почему важно сохранить исторический об­раз города?»
1) Чтобы заслужить похвалу горожан.
2) Потому что будет меньше расходов на строительство новых зданий.
3) Потому что в нём сохраняется связь с прошлым.
4) Потому что в старинных зданиях снимают фильмы на исто­рические темы.

А2 Какое значение имеет слово нетленная в прочитанном тексте (предложение № 14)?
незабываемая 
необыкновенная
загадочная
никогда не исчезающая, вечная

А3 В каком варианте ответа указаны оба средства речевой выра­зительности, используемые автором в предложениях 1- 5? 
сравнительный оборот, эпитет
антитеза, однородные члены
устаревшая лексика, однородныe члены
фразеологизм, сравнительный оборот


Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Замените фразеологизм ОСКОМИНУ НАБИЛА из предло­жения 1 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.


В2 Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 

В3 Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание при­ставки в котором определяется правилом: «В отрицатель­ных местоимениях без ударения пишется приставка ни-».  

В4 Из предложений 14-16 выпишите слово, в котором право­писание нн определяется правилом: «В прилагательном, об­разованном при помощи суффикса -н- от сушествительно­го, основа которого оканчивается на -н, пишется НН». 

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые при однородных членах. 
Наверное,(l) оскомину набила фраза,(2) что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу,(З) ули­це,(4) переулку,(5) двору,(б) дому.

В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. 
Выпишите цифру( -ы), обозна­чающую( - ие) запятую( - ые) между частями сложносочинён
­ного предложения.
Растет парень в своем микрорайоне,(1) где есть и кино,(2) и парикмахерская,(3) и библиотека,(4) но этому парню нечем гордиться,(5) жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишен какой-либо характеристики,(6) особости, он такой же,(7) как у всех.


В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обознача­ющую запятую между частями сложноподчинённого предло­жения. 
Пусть молодой человек,(1) уроженец микрорайона,(2) не увидит вокруг себя старины в благородной патине,(З) он сядет в поезд мет­ро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,(4) где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий.


В8 Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (предложение №7), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочета­ние.


В9 Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.

В10 Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами, имеющими при себе обобщающее слово. Напишите номер этого предложения.

В11 Среди предложений 5-11 найдите предложение с ввoдным словом. Напишите номер этого предложения. 
Укажите количество грамматических основ в предложении №7.

В12 Среди предложений 3-9 найдите сложное(-ые) предложе­ние( -я), части котороro( -ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого (этих) предложения( -ий). 

В13 Среди предложений 1-12 найдите сложноподчинённое пред­ложение с однородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.


Часть 3
Исnользуя nрочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Пе­ред наnисанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.
Ознакомьтесь с мнением Любы и Тани о роли устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль устарев­ших и книжных слов в публицистической и художественной речи».

Обдумывая теоретические положения своей работы, про­читайте ещё раз текст Ю. Нагибина и найдите необходимые примеры использования устаревших и книжных слов, ар­гументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из пpочитанного тек­ста два примера, иллюстрирующих разные функции уста­ревших и книжных слов.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте частичное цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Люба: «Проходили мы недавно на уроке литературы «Капитанскую дочку» Пушкина, и столько там слов непонятных, которые только в книжках увидеть можно. Никто их не употребляет. И зачем они нужны?»
Таня: «Пушкин ведь почти два века назад писал, и слова тогда другие в русском языке были. Сейчас их редко употребляют, но знать их надо. Надо для того, чтобы мы знали историю нашу».

Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но как бы ни выглядели новые районы, в них все равно не будет того, чем богата – до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, - старая Москва: связи с прошлым».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить