Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Задания А3, В8

Фигуры речи- они не вносят ни­чего нового, расширяющего наше художественное позна­ние. Их главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным Примеры
Анафора (или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза-противопоставление,контраст
Часто основана на употреблении антонимов
А новое так отрицает старое!..
Ряды однородных членов предложения. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со­мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою способность относиться критически …
Градация- постепенное усиление или уменьшение значения.

Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Не жалею, не зову, не плачу, .Градация нисходящая. Расположение слов в порядке убывания (уменьшающегося значения).Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла

Инверсия -перестановка.Нарушение прямого порядка слов.
Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): для главных членов 1) подлежащее + сказуемое
(для текста-повествования);2) сказуемое + подлежащее(для текста-описания);
для второстепенных членов 1)согласованное определение + определяемое слово; 2)обстоятельство образа
действия + сказуемое;3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнениеой последо-вательности речи
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 
Белеет парус одинокий. Тамара в театр пошла.
Роняет лес багряный свой убор.
Риторический вопрос, восклицание, обращение( адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию). Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?
Синтаксиче­ский параллелизм- сходное построение предложений, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской..\.Он над тучами смеется, он от радости рыдает! .\ Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет
Умолчание- фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Парцелляция – Намеренное нарушение границ предл., дробление предложения на значимые смысловые части. Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не
равен.
Никогда. \ Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Эллипсис - пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.Это неполные предложения. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Бессоюзие (или асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить
Многосоюзие ( или полисиндетон )– повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Эпифора- повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, противоположна анафоре.

Милый друг, и в этом тихом
Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)

Вопросно-ответная форма изложения (диалогичность) Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по­казался? Печален, задумчив?
Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов.
Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.


 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить