Тропы – употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов
Значение термина
Пример
Аллегория
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Глаза громадные, как
прожекторы.
Гротеск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)
Литота
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)
Метафора,
развёрнутая
метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Олицетворе-ние
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты воешь, ветр
ночной, О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
Синекдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны.
Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Эпитет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
Отговорила роща
золотая Берёзовым весёлым языком.
ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура
Анафора (или едино-начатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!
Градация
Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи.
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Оксюморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
Синтаксический
параллелизм
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность
с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
Умолчание
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная.
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
Грязнуля, крикун, бородач.
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
Прелестный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю...
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени.
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство
Аллитерация
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..
Альтернация
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Звукопись
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподра-
жание
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения.
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру.
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
4. Диалогичность изложения.
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать.
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не
равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Представьтесь*
Ваш комментарий*