Шаляпин
(1 )Удивительно, что о Шаляпине еще до сих пор пишут музыкальные критики; их роль давно закончена, и к тысячам написанных статей и высказанных мнений или простых восхищений невозможно прибавить что-нибудь новое. (2)Шаляпин бесспорен — а за бесспорное копья не ломают. (З)Можно поставить еще один восклицательный знак или сравнить Шаляпина прошлого с нынешним — но это уже не область критики.
(4)Правильнее обсуждать Шаляпина как явление русской или мировой жизни, — и тогда встанет вопрос о секрете его очарования и его славы. (5)Секрет этот не только в редчайшем голосе и изумительной музыкальности; такие качества создают поклонников и противников и во всякий момент карьеры подлежат оценке. (6)Но для того, чтобы покорить безусловно и окончательно, нужно обладать гораздо большим — нужно родиться счастливым. (7)Я думаю, что именно в этом врожденном счастье и кроется секрет победы Шаляпина.
{8)Одни родятся в хижине, другие — во дворне, одни — на горе, другие — на радость. (9)Собственно, в обычном нашем быту нет настоящего представления о врожденно счастливом человеке; никто не возьмется утверждать, что счастье — родиться королём или миллиардером: короли теряют корону, миллиардеры — разоряются; власть и деньги — временная удача, но не качество. (10)Но сказкам, в частности русской сказке, известно понятие о предреченно-счастливом, родившемся в сорочке. (11)Счастье приходит не по заслугам и не в награду, — оно слепо и неизвестно почему сваливается на голову. (12)И на такого предречённо-счастливого может обрушиться какая угодно гроза и непогода — он всё равно останется невредимым; чего ему суждено достигнуть — он достигнет, уже по одному тому, что народное сказанье, его создавшее, нуждается в его бытии. (13)Вера в возможность существования такого сказочного человека помогает жить и переносить личные невзгоды. (14)Образ счастливого создаётся для того, чтобы было на что любоваться бесспорно, безоглядочно и без зависти.
(15) Вот к разряду таких сказочных героев принадлежит и Шаляпин — наша своеобразная национальная утеха. (16) Не он один — рядом с ним еще Рахманинов. (17)Оба они какие-то неизмеримые и одарённые превыше мыслимого, то ли — былинные богатыри, толи Иваны-царевич и. (18)Ни судить их нельзя, ни зависти к ним питать; просто — слушаешь и любуешься, что вот бывают на свете такие. (19)А раз бывают — значит, не все пропало и можно жить дальше. (М. Осоргин, 1930) 256 слов
А1 Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?
1) Никто не может сказать, почему счастье достается кому-либо.
2) К тому, что уже написано о Шаляпине, невозможно что-либо добавить.
3) Секрет славы Шаляпина заключается только в его редчайшем голосе,
4) Шаляпин принадлежит к числу сказочных героев.
А2. Укажите предложения, при помощи которых осуществляется связь между третьим и четвёртым абзацами.
1) 8, 15 2) 11,17 3) 13, 15 4) 14, 18
А3. Какое качество или черта характера Шаляпина не упоминается в тексте?
1) редчайший голос
2) весёлый характер
3) изумительная музыкальность
4) неизмеримая одарённость
А4. В каком предложении используются синонимы?
1)5 2)8 3)12 4)17
А5. В каком значении употреблено слово секрет в предложении 7?
1) то, что держится в тайне, скрывается от других
2) тайный способ
3) скрытая причина, тайна
4) потайное устройство в механизме
А6. В каких предложениях текста М. Осоргина употреблены фразеологизмы?
1) 1,2 2) 2, 10 3) 11, 13 4) 10, 14
А7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении «Одни родятся в хижине, другие — во дворце, одни — на горе, другие — на радость».
1) антитеза
2) оксюморон
3) градация
4) литота
В1 Замените фразеологизм ЛОМАТЬ КОПЬЯ из предложения 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-»
В4 Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратком причастии пишется одна букна Н».
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.
Шаляпин бесспорен — (1) а за бесспорное копья не ломают. Образ счастливого создается для того,(2) чтобы было на что любоваться бесспорно,(3) безоглядочно и без зависти.
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры. Обозначающие знаки препинания между частями предложения, связанными сочинительной связью.
Удивительно, что о Шаляпине еще до сих пор пишут музыкальные критики;(2) их роль давно закончена,(3) и к тысячам написанных статей и высказанных мнений или простых восхищений невозможно прибавить что-нибудь новое. Можно поставить еще один восклицательный знак или сравнить Шаляпина прошлого с нынешним — (4) но это уже не область критики.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями предложения, связанными подчинительной связью.
И на такого предречённо-счастливого может обрушиться какая угодно гроза и непогода ~(1) он все равно останется невредимым;(2) чего ему суждено достигнуть —(3) он достигнет,(4) уже по одному тому,(5) что народное сказанье,(6) его создавшее,(7) нуждается в его бытии.
В8 Замените словосочетание СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (предложения 15), построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
В10. Среди предложений 10—14 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 15—19 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.
В13. Среди предложений 4-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 15-19 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
С2.1 Ознакомьтесь с мнением Серёжи и Тани о роли антонимов и публицистической и художественной речи.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Вера в возможность существования такого сказочного человека помогает жить и переносить личные невзгоды».
Представьтесь*
Ваш комментарий*