Особенности состава и структуры сложных предложений.

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Упр. 1. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

Тестовые задания

1. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
а) нарушен порядок слов
б) неправильно использованы союзы или союзные слова
в) неверно преобразована прямая речь в косвенную
г) допущено нанизывание придаточных предложений

2. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Школа — это где учатся дети.
а) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
б) неправильно использованы союзы или союзные слова
в) неверно преобразована прямая речь в косвенную
г) допущено нанизывание придаточных предложений

3. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
б) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
в) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
г) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

4. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Он пообещал, что вернется до заката.
б) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
в) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
г) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

5. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
а) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
б) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
в) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
г) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить