Рекомендации к выполнению ЕГЭ по русскому языку (часть «С»).



1. Задание «С» - это лингвистический анализ текста.
2. Ответы на предыдущие вопросы – подготовка к написанию цельного связного текста.
3. Наш текст «по поводу» должен иметь те же знаки текста, что и любой текст:
наличие или возможность заглавия
наличие определённой темы
наличие основной (сквозной) мысли
композиционная структура (начало – зачин, основная часть, заключение)
смысловая и структурная связность
композиционная завершённость
стилистическое единство
4. Начало – зачин: «Данный текст представляет собой рассуждение (описание и т.д., т.е. определить тип речи) на тему «…» (т.е. определить тему текста)».
5. Обозначить проблему, поднятую в тексте: «Автор поднимает актуальную сегодня проблемы: такую-то, касающуюся того-то и т.п.».
6. Выявить позицию автора, его отношение к поставленной проблеме, то есть основную мысль текста «Автор считает, что …» (одной фразой, не пересказывая текст).
7. Какими стилистическими и лингвистическими (а может быть, и художественными) средствами пользуется автор, чтобы выразить свою мысль (функция каждого): «Автор выражает свою позицию эмоционально, не скрывая печали (или радости, удовлетворения, тревоги и т.п.) по поводу… Для усиления воздействия на читателя он пользуется …» (не пытаться объять необъятное, выбрать несколько наиболее часто встречающихся и ярких средств).
лексика (синонимы и антонимы, в том числе контекстуальные, слова в переносном значении, фразеологизмы, изобразительная и эмоционально окрашенная лексика, стилистическая окраска лексики - высокая, книжная или низкая, разговорная, наличие архаизмов, славянизмов и т.д., их функция);
наличие тропов (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, ирония) и их функция;
фонетика: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных), их функция;
морфология: обилие глаголов, деепричастий придает тексту динамизм, обилие прилагательных замедляет ритм текста, частицы, междометия усиливают эмоционильное воздействие и т.п.;
синтаксис: размер предложений, их структура (простые, сложные, наличие второстепенных членов, их функция и т.п.), наличие синтаксических фигур:
- повторы, удвоение одного и того же слова;
- анафора, эпифора (повторение одного и того же слова или выражения в конце следующих одна за другой фраз);
- стык - употребление одного и того же слова или выражения в конце фразы и в начале следующей;
- повтор союзов или предлогов;
- синтаксический параллелизм - повтор одинаковых синтаксических конструкций;
- градация - преднамеренная группировка слов или синтаксических конструкций в порядке усиления или ослабления их эмоционально-смысловой значимости;
- инверсия - необычный, "обратный" порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова);
- антитеза - резко выраженное противопоставление понятий и явлений;
- риторический вопрос, риторическое восклицание (усиливающие эмоцию, не требующие ответа).
8. Исходя из проделанного анализа, определить стиль речи: художественный, публицистический, научный, научно-популярный, деловой.
9. Выразить своё отношение к проблеме.
10. Подвести итог: «Таким образом, нельзя не согласиться…» или «…можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное - …». И т.п.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить