Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ? » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажАA2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) более пятиста человек2) инженеры3) наисложнейший4) в день именин A4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,1) они были строжайше запрещены Петром I.2) по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.3) вышел указ Петра I о запрещении поединков.4) Пётр I запретил поединки специальным указом. A5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.Прочитайте текст и выполните задания A6 – A11.(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления. A6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках. А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?1) Прежде всего, 2) Однако 3) Кроме того, 4) Иными словами, А8. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?1) информация для обработки2) информация должна3) информация должна быть преобразована4) информация преобразованаA9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью2) сложносочинённое3) сложное бессоюзное4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связьюA10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.1) действительное причастие2) страдательное причастие3) краткое прилагательное4) деепричастие совершенного видаA11. Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.1) воспроизводится в определённой последовательности2) постоянно повторяется3) записывается в виде текста4) переводится из одной системы знаков в другую A12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3A13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный2) вл..стелин, пок..рать, осозн..вать3) пок..ряющий, укр..титель, разг..раться4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон A14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный4) из..мать, дез..нформация, от..гратьсяA15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?1) догон..шь, озадач..вший2) разбуд..шь, омыва..мый3) беспоко..шься, подстрел..нный4) шепч..шься, расчист..вшийA16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?А. претерп..ватьБ. привередл..вы йВ. алюмини..выйГ. успока..ваться1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В A17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 3, 4A18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.A19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Инужна запятая.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Изапятая не нужна.4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.A20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4 A21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4A22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.3) А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.4) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах. A23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.A24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.1) 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4A25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 A26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) «Идиот» –роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.2) Многим обязанный участию Крамского, Шишкин назвал его художником, который оказал на него благотворное влияние. 3) Неоднозначность работ Сальвадора Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов.4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохиромантизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства. A27. Прочитайте текст. Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что этокрупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8; C1.(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать вид?ния прошлого.(По В. Ганичеву)A28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?1) Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову.2) Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине.3) Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру.4) Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения. A29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 14?1) рассуждение2) описание3) повествование 4) повествование и описаниеA30. Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении.1) потёртые (предложение 2)2) душно (предложение 3)3) блестящие (предложение 10)4) гавани (предложение 17)
Часть 2.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. B1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.B2. Из предложений 15 – 18 выпишите страдательное причастие.B3. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.B4. Среди предложений 2 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.B5. Среди предложений 8 – 17 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений. B6. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.B7. Среди предложений 12 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. B8. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».Список терминов:1) сравнительный оборот2) ряд однородных членов3) фразеологизмы4) инверсия5) олицетворение6) парцелляция7) эпитеты8) литота9) вопросительные предложения
Часть 3.
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы.
Часть 1 А1 3 А16 4А2 4 А17 3А3 1 А18 1А4 4 А19 3А5 4 А20 4А6 2 А21 4А7 4 А22 2А8 3 А23 3А9 1 А24 2А10 2 А25 4А11 4 А26 1А12 2 А27 3А13 2 А28 4А14 1 А29 1А15 1 А30 3
Часть 2 No задания ОтветВ1 прибрежныеВ2 открытыВ3 тогодняднятогототденьденьтотВ4 3В5 14,15В6 6В7 17В8 9,2,4,5
Часть 3 Информация о текстеОсновные проблемы:1) проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека?);2) проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии, таких, например, как Фёдор Ушаков?);3) проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?).
Авторская позиция:1) современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать выдающиеся, их превосходящие способности;2) история должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества;3) человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.
Представьтесь*
Ваш комментарий*