Контрольная работа по русскому языку. Сложное предложение. 9 класс

1. Укажи сложные предложения. а) Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на ми­нуту синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись.
б) Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.
в) Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою хо­лодную пасть, глотая людей.
г) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
д) Там плыли тени, их было много.
е) Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю!
ж) А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разры­вали тьму в клочья.
З) Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.

2. Определи, чем являются выделенные слова: союзами (С) или союзны­ми словами (СЛ).
__ а) В это самое мгновенье он вспомнил всё, что произошло с ним в последние месяцы. __ б) Не годы красят человека, а то, что он сделал. __ в) Я допускаю мысль, что писатель гениальный тоже может писать без всякого плана. __ г) Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба. __ д) Мы тщательно спланировали наше время, чтобы не опо­здать к поезду. __ е) Пусть проходят года, в наших сердцах всегда будет жить любовь. __ ж) Это случилось в тот год, когда закончилась та кровавая война.

3. Укажи, сколько грамматических основ в предложении.
Направо темнели холмы которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна.
а) 4; 6)5; в) 6; г) 3.

4. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяс­нительными.
а) Только на третий день нашего пути мы спросили у провод­ника, когда же будет река.
б) Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
в) Когда нет конкретной договорённости о предстоящей рабо­те, трудно рассчитывать на успех.
г) Что он ещё вам сказал, я не знаю.
д) Это была именно та книга, что указана в письме.
е) Мы должны знать, будут ли они дома вечером.
ж) Что бы ни говорили, он ничему не верил.


5. Укажи сложноподчинённое предложение с придаточным обстоя­тельственным.
а) И как бы смерть ни сторожила нас, никто назад не отойдёт.
б) Остановить сказку, повесть, рассказ, когда они появляются на свет, почти невозможно.
в) Уходит год, успевший постареть, как вдаль уходят памятные веки.
г) Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
д) Пусть не всё у тебя получается, ты, брат, не отчаивайся, верь в себя.
е) Мы задержались в пути, так что не было смысла принимать участия в соревнованиях.

6. Определи вид придаточного предложения .( ОПР.,ИЗ., ОБСТ.)
__ а) Он писал мне о том крае, куда завела судьба.
__ б) Ребята подняли глаза и увидели, как высоко в небе летела стая птиц.
__ в) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него ка­тился.
__ г) Наступила торжественная минута, когда нашему ансамблю вручили диплом.
__ д) Кто не придёт на консультацию, тот не узнает об измене­ниях в вопросах.
__ е) В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали об экзаменах.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить