Вариант -1.
1. Допишите предложение, используя один из ответов. Лексика – это_______________
А. Слова одной темы.
Б. Словарный запас языка.
В. Морфема.
2. «Четвертое лишнее» (устаревшее слово). 1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. 2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. 3. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
3. Раскройте скобки и запишите словосочетания. Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины.) _ стадо _______________________________________________________________________
_ стая _______________________________________________________________________
4. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Корень ______________________. Мягкий _____________________. Ходить ______________________.
5. Прочитайте словосочетания. Укажите ,какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении. 1.Плачущая береза;
2. плачущий ребенок;
3. дремлет лес;
4. дремлет собака;
5. разыгравшиеся воды;
6. разыгравшиеся дети;
7. спят цветы; спят дети;
8. крылатый звук;
9. крылатая ракета;
10. волнистое облако;
11. волнистые волосы. Прямое значение___________________________________________
Переносное значение ________________________________________
6. Подчеркните нужные слова.
Цветной (платок, телевизор); эффектный (костюм, способ); сытный (обед, человек); благодарный (край, взгляд); дипломат (конкурса скрипачей, опытный).
7. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.
А. Большой, громадный, колоссальный. Б. Стеречь, караулить, охранять. В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.
8. Подчеркните антонимы в пословицах. 1. Правой рукой строит, а левой разрушает.
2. Велик день для лодыря, а для ударника мал. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 5. Корень учения горек, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.
ВАРИАНТ 2.
1 . Следует переносить:
1) отс-транить;
2) дерз-кий;
3) узн-аю;
4) прис-ылать.
2 В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Эксперт;
2) положил;
3) искра;
4) каталог
3. В каком слове неверно определено количество букв и звуков?
1) Яркий – 5 букв, 6 звуков;
2) кольцо – 6 букв, 5 звуков; 3) властный – 8 букв, 8 звуков;
4) пьют – 4 буквы, 4 звука.
4 . В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Юный;
2) соль;
3) музей;
4) вьюга.
5 . В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Елка;
2) праздник;
3) мысль;
4) клюв.
6 . Отметьте номер слова, в котором буква с обозначает звук [з]:
1) листва;
2) просьба;
3) весенний;
4) колос.
7. Определите слова по их лексическому значению и запишите их:
1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению:_____________________ 2. Слова, имеющие несколько лексических значений: ______________. 3. Слова, имеющие одно лексическое значение: ___________________. 4.. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений:_____________________
8. Подчеркните слова с переносным значением .
1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма. 2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей. 3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех. 4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции. 5. Сделать добро людям; чужое добро.
9. Продолжите ряд синонимов.
1.Интересный, занимательный ____. 2.Большой, громадный, __________. 3.Хороший, славный, ____________.
10. Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова. Как называются такие слова? Укажите их названия с помощью обозначения.
1. Дело – безделье. 1_____________
2. Посеешь – пожнешь. 2_____________
3. Труд – лень. 3_____________
4. Свет – тьма. 4_____________
5. Дело – потеха. 5_____________
Представьтесь*
Ваш комментарий*