Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.
А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь — крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав «Войну и мир», быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.
Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня — племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме — при всей доброте Ростовых — незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.
Наташа — всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, — уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же — в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь… Девушка обожает Николая Ростова, наделяя довольно заурядного молодого человека всеми возможными достоинствами. Л. Н. Толстой не щадит свою героиню. Да, она хороша собой, изящна, грациозна, мила, но это натура пассивная, нетворческая, лишенная фантазии.
Этой девушке приходится быть рассудительной, подавлять в себе естественные чувства: ревность к Жюли Карагиной, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Жизнь научила Соню владеть собой. Но как нежно, преданно, а главное, верно умеет она любить! Мне жаль, что она не смогла полюбить Долохова: наверное, эта любовь сделала бы обоих счастливыми. Но Соня, в отличие от Наташи, не меняет своих привязанностей. Она цельный человек, верный и чистый.
Пятнадцать лет ее жизни прошли перед нами — Соня ни разу не совершила недостойного поступка, не допустила ни одной ошибки. И все-таки Толстой несколько принижает ее. Я пытаюсь разобраться, что же несимпатично автору в этой девушке, и, кажется, понимаю. Помогают мне постоянные сравнения Сони с Наташей. Вот две юные девушки входят в нарядный зал, на свой первый бал. Они одинаково присели, но невольно взгляд хозяйки, скользнув мимо Сони, остановился на тоненькой Наташе… Вот Соня, Наташа и Николай вспоминают свое детство. Оказывается, Соня все забыла и не может разделить поэтического чувства Наташи и Николая.
Лунной ночью в Отрадном Наташе, очарованной красотой этой ночи, хочется взлететь в небо, а Соня скучно-рассудительно уговаривает ее идти спать. А как по-разному ведут себя девушки в страшные часы перед отъездом из Москвы! Соня тщательно укладывает вещи, а Наташа велит освободить подводы и взять раненых. Зачем же писатель, не осуждая девушку (ее не за что осуждать), все-таки принижает ее? Затем, что, по мнению Толстого, хорош не тот, кто не ошибается, а тот, кто, борясь с собой, умеет преодолевать свои ошибки и заблуждения. Потому автор и любит больше Наташу.
Мир Сони строг и ясен. Влюбившись в Николая девочкой, она знает: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его — во всю жизнь». И не перестанет, но отступит перед желанием графини женить сына на богатой, знатной княжне Марье и сама дает ему свободу. Соне суждено одиночество в той же семье, которая пригрела ее в детстве.
В эпилоге Наташа скажет о ней: «Пустоцвет». И в этом слове будет жестокая правда. С самого начала жизни, с детства, Соня не имела права на то половодье чувств, которое переполняет Наташу. Только один раз, на святках, в Соне проснулась смелая и свободная девушка, но она словно испугалась своего порыва и больше никогда не была такой, как в этот вечер, а вернулась к своим узорам, к своему тихому самопожертвованию. Так вправе ли мы осуждать Соню? Думаю, что нет. Очень жаль ее. Жизнь девушки оказалась пустой, но разве она виновата в этом?
Представьтесь*
Ваш комментарий*