Олимпиадные задания по литературе. 10 класс.

1. По данному отрывку определите произведение и автора. Назовите имя героя, о мечтах которого идет речь в данном фрагменте. (Оценивание: за каждый правильный ответ -1,5 балла. Максимальная оценка – 6 баллов)

  1. «… теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..»
  2. «Ну вот, встал бы утром… Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, - одна сторона дом в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая – к деревне. В ожидании, пока проснётся жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашёл бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены».
  3. «Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак».
  4. Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах.

2. Восстановите пропущенные слова (словосочетания) в каждой строфе. Запишите имена авторов и названия произведений. (Максимальная оценка – 6 баллов.  По 0,5 балла за словосочетание, название и автора)

1. Роняет лес _______________,               3. Есть в осени первоначальной

Сребрит мороз увянувшее поле.                  Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит _____________________,

2.Люблю тебя, _________________,            И лучезарны вечера.

Товарищ светлый и холодный.                  4. О Волга!..________________!

Любил ли кто тебя, как я!

 

3. Узнайте стихотворение по последним строчкам. Укажите его название и автора. (Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл. Максимальная оценка – 5  баллов)

1.  И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!..

 

2. Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

 

3.   В Россию можно только верить.

 

4. Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

 

5. И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 

4. Прокомментируйте исторические имена и названия, упомянутые в стихотворении Н.С. Гумилева «Швеция». (Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл. Максимальная оценка – 5  баллов)

…Для нас священная навеки

Страна, ты помнишь ли, скажи,

Тот день, как из Варягов в Греки

Пошли суровые мужи?

Ответь, ужели так и надо,

Чтоб был, свидетель злых обид,

У золотых ворот Царьграда

Забыт Олегов медный щит?

 

И неужель твой ветер свежий

Вотще нам в уши сладко выл,

К Руси славянской, печенежьей

Вотще твой Рюрик приходил?

 

5. Перед вами начало стихотворения А.С. Пушкина " Рифма, звучная подруга…". Какие фигуры поэтического синтаксиса встречаются  в данном тексте? (Оценивание: за каждую правильно названную фигуру поэтического синтаксиса – 0,5 балла).

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда!

 

6. Определите жанры следующих произведений:

1. А.С. Пушкин «Цыганы»

2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»

3. Н.С. Лесков «Левша»

4. И.С. Тургенев «В дороге» («Утро туманное…»)

(Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл)

7. Интерпретация поэтического текста (Оценивание: 25 баллов)

М. Ю. Лермонтов

Мой демон

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев жёлтых, облетевших

Стоит его недвижный трон;

На нём, средь ветров онемевших,

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

1829

 

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить