I. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений
А.С.Пушкин
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей бездумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
1829
А.Ахматова
Приморский сонет
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958
II. Напишите рецензию на рассказы современного писателя Виктора Голявкина.
Четыре цвета
Первоклассник Алик нарисовал:
сиреневого верблюда,
зеленую лошадку,
синюю утку
и красного зайца.
Папа, увидев рисунок, сказал:
- Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошадки, синие утки и красные зайцы?
- Не бывают,- сказал печально сын. – Но у меня было только четыре краски… Вот что я сделаю!
И он тут же нарисовал:
красный мак,
зеленый огурец,
синее небо,
и сиреневую сирень …
Каково
Он сидел в пятом углу.
- Каково вам? – спросил я.
- Никаково, - сказал он.
-Ну, а все-таки, каково? – спросил я.
- Каково вам? – спросил я еще раз.
- Никаково, - сказал он, - мне никаково …
Мы беспокоимся за папу в 2000 году
Папа пошел выпить пива на Марс и что – то там задержался. В это время случилось несчастье. Пес Тузик съел небо, которое постирала мама и вывесила сушиться на гвоздь. Пес Тузик надулся, как детский шарик, и захотел улететь. Но он не смог это сделать, потому что не было неба.
- Как же вернется наш папа, - сказала мама, - раз неба нет?
- Действительно, как он вернется? – сказал я.
- Ха-ха-ха! – сказал папа в дверях. – Ха-ха-ха!
- Какой дорогой вернулся ты? – удивилась мама.
- Ха-ха-ха! – сказал папа, - Я пьяный, я не знаю какой дорогой».
III. Ответьте на вопросы по истории и теории литературы; проявите знание художественных текстов.
1. Что Вы знаете о человеке, которому посвящено стихотворение Ф.И.Тютчева? В чем заключается наша причастность его труду?
Великий день Кирилловой кончины –
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим …
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений...
1869
2. Среди литературных героев, фамилии которых приведены ниже, есть один лишний. Назовите его. Объясните свой выбор.
Скотинины, Пустяков, Гвоздин, Петушков, Вяземский, Буянов, Флянов, Зарецкий, Горич.
3. Назовите произведения, в которых современники увидели:
а) «25 поэтических эпизодов, сливающихся в одну бытовую поэму»;
б) «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»;
в) « новый миф в поэтическом образе»;
г) сатиру, «зеркало которой обращено в прошлое, а не в настоящее».
4.Отметьте вариант, в котором правильный ответ на вопрос, кто рассказал историю Обломова:
а) Штольц; б) Захар; в) приятель Штольца, литератор «с апатическим лицом»;
г) И.А.Гончаров; д) Захар и Штольц; е) Захар, Штольц, его приятель, Гончаров.
Объясните замысел Гончарова.
5. Соотнесите имена поэтов и цитируемые стихи:
А.Фет, А.Кольцов, братья Жемчужниковы, Н.Некрасов, А.Толстой
а) Осень. Скучно. Ветер воет б) Что ты сердце мое расходилося?..
Мелкий дождь по окнам льет. Постыдись! Уж про нас не впервой
Ум тоскует; сердце ноет; Снежным комом прошла-прокатилася
И душа чего-то ждет. Клевета по Руси по родной.
Не тужи! Пусть растет, прибавляется,
И в бездейственном покое Не тужи! Как умрем,
Нечем скуку мне отвесть … Кто-нибудь и об нас проболтается
Я не знаю: что такое? Добрым словцом.
Хоть бы книжку мне прочесть!
в) Острою секирой ранена береза г) На заре туманной юности
По коре сребристой покатились слезы; Всей душой любил я милую:
Ты не плачь, береза, бедная не сетуй! Был у ней в глазах небесный свет,
Рана не смертельна, вылечится к лету, На лице горел любви огонь.
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны! Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дуброва-мать зеленая,
Степь-трава – парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница!..
д) Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, теплая,
Серебром окаймленная!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…
Меня не видать, зато сам я все вижу…
Дождусь, непременно дождусь:
Калитка вздрогнёт, растворяясь,
Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго,
Долго при месяце будет мелькать покрывало.
6. Назовите тропы, которые сопрягаются в приведенных ниже строках:
а) Редкая птица долетит до середины Днепра.
б) Люблю их ножки; только вряд ли
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
в) Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен!
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
недостающую - впишите:
а) М.И.Глинка; б) М.П.Мусоргский; в) Н.А.Римский-Корсаков; г) А.П.Бородин;
д) ..?
Князь Игорь, Евгений Онегин, Колыбельная Ерёмушке, Снегурочка, Борис Годунов, Пиковая дама, Руслан и Людмила, Садко, Я помню чудное мгновенье, Царь Салтан, Мазепа, Майская ночь.
Отметьте фамилии композиторов, которые входили в «Могучую кучку»
( определение В.В.Стасова)
IV. Творческое задание.
Один из героев трилогии М.Успенского «Приключения Жихаря», вышедшей в серии «Русское фэнтези», очень смешной книги, построенной на бесконечных реминисценциях, рассказывает грустную, с восточным уклоном сказку. «Её герой, славный витязь Бедол-Ага, влюбился, себе на беду, в луноликую царевну Культур-Мультур. И даже дал по такому случаю обет молчания, так что многие считали его глухонемым. Бедол-Ага выполнял самые сумасбродные желания капризной красавицы, даже, случалось, подметал двор.
Однажды…»
Предложите свой вариант дальнейших событий, сохраняя стилистику сказки.
Представьтесь*
Ваш комментарий*