I. Сделайте анализ стихотворения.
Ф.И. Тютчев
Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
1836
II. Предложите свою интерпретацию рассказа М. Зощенко.
Сила таланта
Успех актрисы Кузькиной был потрясающий. Публика била ногами, рычала. Поклонники актрисы кидали на сцену цветы, кричали:
- Кузькина! Ку-узькина!
Один из наиболее юрких поклонников пытался проникнуть на сцену через оркестр, но был остановлен публикой. Тогда он бросился в боковую дверь с надписью: «Посторонним воспрещается» - и скрылся.
Актриса Кузькина сидела в аристократической уборной и думала.
Ах, именно о таком успехе она и мечтала. Потрясать сердца. Облагораживать людей своим талантом…
Но тут в дверь постучали.
- Ах, - сказала актриса, - войдите.
В комнату стреми тельно вошел человек. Это был юркий поклонник. Он до того был боек в своих движениях, что актриса не могла даже его лица рассмотреть.
Он бросился перед ней на колени и, промычав: «Влюблен… потрясен», схватил брошенный на пол сапог и стал покрывать его поцелуями.
- Позвольте, - сказала актриса, - это не мой сапог, это комической старухи… Вот мой.
Поклонник с новой яростью схватил актрисин сапог.
- Второй… - хрипел поклонник, ползая на коленях. – Где второй?
«Господи! – подумала актриса.- Как он в меня влюблен!»
И, подавая ему сапог, робко сказала:
- Вот второй… А вон там мой лиф…
Поклонник схватил сапоги и лиф и торжественно прижал их к груди.
Актриса Кузькина откинулась в кресле.
Господи! Что можно сделать силой таланта! Довести до невменяемости… Успех! Какой успех! Поклонники врываются к ней, целуют ее обувь. Счастье! Слава!
Потрясенная своими мыслями, она закрыла даже глаза.
- Кузькина! – громко закричал режиссер. – Выход!
Актриса очнулась. Поклонника с сапогами уже не было. После выяснилось: кроме сапог и лифа, из уборной исчезла коробка с гримом, парик и – что всего ужасней – один сапог комической старухи, другого поклонник не нашел.
Другой лежал под креслом.
III. Ответьте на вопросы по истории и теории литературы; проявите знание художественных текстов.
1. Назовите автора этого письма, адресованного поэту В.В.Капнисту:
«Дщерь же моя теперь, Фелица Гавриловна, скачет по городу, подымя хвост, и всяк ее иметь желает. Старик надевает очки, глухой протягивает уши, лакомка при вестфальской ветчине делает глотки, любострастной тает нежностью в беседке, ездок при бегуне присвистывает, невежи в Библии находят источник просвещения, вельможа умеренность одобряет, подагрик ходит, шут умнеет. Словом, всяк ею любуется и радуется... 11 мая 1783.»
Объясните причины всеобщего восторга, вызванного появлением указанной «дщери».
«Он вынул шинель из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления».
«Похожа на Татьяну, как плохенькая пародия на чудесный оригинал»; «обыкновенная барышня», «обыкновенная дамская душа»; «практический и прагматический характер»; «художественное и реалистическое воплощение русского женского характера; это русский тип барышни-дворянки, окруженной атмосферой французской книжной культуры»
а) Ася; б) Марья Гавриловна; в) княжна Мэри; г) Софья Павловна, д) Варенька.
Назовите произведение.
4. Что позволяет объединить произведения, финалы которых приведены ниже?
а) Иногда я молча останавливаюсь между часовней и черной решеткой. В душе
вдруг пробуждаются тяжелые воспоминания. Мне приходит мысль:
неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами,
чтобы вечно заставить сожалеть о них?..
б) Тогда исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские
казалось удобоисполнимой вещью, - очень легко и просто казалось
исправить самого себя, усвоить все добродетели т быть счастливым…
А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные
мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..
в) Я заплакал, но уже не слезами отчаяния. Оправившись, я решился снова
писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду
делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда
не изменю своим правилам …
5. Расставьте произведения в соответствии со временем их публикации.
Назовите авторов.
Продолжите ряд по заданной логике.
Смерть Вазир-Мухтара, Боярин Орша, История государства Российского,
Князь Серебряный, Олег Вещий, Баязет, Захар Калита …
6. Среди данных слов выберите только семь и найдите им место в стихах, учитывая
особенности контекста:
страх, мысль, любовь, мечта, ужас, обида, тоска, боль, стыд, радость,
зависть, презренье, бешенство, грусть, совесть, глупость
Нам гладит щеки ( … ) с изнанки утюгом (А,Вознесенский).
В душе блеснула ( … ), как искры яркие на снежном хрустале (П.Вяземский).
Мы пьем в ( … ) отраву сладкую (Е.Баратынский).
Холодный ( … ) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (Шекспир).
Как рано ( … ) привлек я взор кровавый (А.Пушкин).
На их главу клеймо ( … ) я положу и обреку проклятью (П.Вяземский).
Еще ( … ) тянет с блюдца невыспавшееся дитя (О.Мандельштам).
Назовите прием, объясните его содержание на материале одного стиха.
7. Какие особенности поэтики М.В.Ломоносова критикует и пародирует
А.Сумароков:
«Сказано в той же строфе к тишине:
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою.
Что корабли дерзают в море за тишиною и что тишина им предшествует,
об этом мне весьма сумнительно, можно ли так сказать. Тишина остается на
берегах, а море никогда не спрашивает, война ли или мир в государстве …
Строфа 5 …
Летит корма меж водных недр
Летит меж водных недр не одна корма, но весь корабль …»
( из статьи «Критика на оду»)
Трава зеленою рукою
Покрыла многие места.
Заря багряною ногою
Выводит новые лета.
( фрагмент пародии «Оды вздорные 3»)
8. Предположите, как должны развиваться события художественного фильма, название которого «Инкогнито из Петербурга» (кратко перескажите сюжет).
Укажите и обоснуйте жанр кинофильма.
IV. Творческое задание.
Как известно, античная элегия не знала психологических тонкостей,
была простодушна и представляла собой простое чередование гекзаметра
и пентаметра: 1-й стих - гекзаметр, 2- пентаметр.
Подражая древним поэтам, попробуйте сочинить элегический дистих, который
бы начинался так:
Утром …
Представьтесь*
Ваш комментарий*