Задание 1.
Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).
Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.
а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.
б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.
Количество баллов — 3.
Ответ
Кол-во баллов
«Медный всадник» — А.С. Пушкин
Максимум — 3 балла:
3 балла — 6 верных ответов;
2 балла — 5-4 верных ответа;
1 балл — 3-2 верных ответа;
0 баллов — 1-0 верных ответов.
Ответы приводятся в любой последовательности.
Ответ считается верным, если указано название произведения и автор.
«Тамбовская казначейша» — М.Ю. Лермонтов
«Гранатовый браслет» — А.И. Куприн
«Роковые яйца» — М.А. Булгаков
«Темные аллеи» — И.А. Бунин
«Скучная история» — А.П. Чехов
Задание 2.
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.
1.
Мне мила моя греза Фантаста.
Жду я с белой Девою встречи.
Ах, зачем, ах, зачем я так часто
Перехожу за черту человеческой речи?
Как скучает крендель над булочной,
Как квартального смех раскатист!
Пересыпается солнце в пыли переулочной…
Спою-ка чертенятам акафист…
А. Измайлов
4.
Вы — чудак:
насочиняли
ямбы,
Только
вот —
печатали
не впрок.
Были б живы,
показал я
вам бы,
Как
из строчки
сделать
десять строк…
А. Архангельский
2.
Ах! Я знаю любви настоящей разгадку,
Знаю силу тоски,
— «Я на правую руку надела перчатку
С левой руки!..»
Я пленилась вчера королем сероглазым
И вошла в кабинет.
Мне казалось, по острым, изысканным фразам,
Что любимый — эстет…
Дон Аминадо
5.
На даче ночь. В трюмо
Сквозь дождь играют Брамса.
Я весь навзрыд промок.
Сожмусь в комок. Не сдамся.
На даче дождь. Разбой
Стихий, свистков и выжиг.
Эпоха, я тобой,
как прачкой, буду выжат…
3.
У истоков сумрачного Конго
Возле озера Виктория-Нианца
Под удары жреческого гонга
Он свершал магические танцы.
Бормотанье, завыванье, пенье,
Утомясь, переходило в стоны…
А.М.Ф.
6.
Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли.
Мысль витает в пространствах, но не может осесть.
Ананасы в шампанском окончательно скисли,
И в таком состояньи их немыслимо есть…
MIXTIX
1. А. Блок
2. А. Ахматова
3. Н. Гумилев
4. В. Маяковский
5. Б. Пастернак
6. Игорь Северянин
Задание 3.
В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
а
б
в
г
1
И.А. Бунин
«Легкое дыханье»
Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова.
Оля
Мещерская
2
И.С. Тургенев
«Первая любовь»
Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка…
Анна
Сергеевна
Одинцова
3
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города»
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь.
Фердыщенко
4
А.И. Куприн
«Ася»
Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту.
Гагин
А.П. Чехов
«Студент»
Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали.
Буркин
Количество баллов — 5.
1в (представлен фрагмент из рассказа «Господин из Сан-Франциско»)
Максимум — 5 баллов
(1 балл за каждый верный ответ)
2б (необходимо: «Отцы и дети»)
3в (представлен фрагмент из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
4а (необходимо: И.С. Тургенев)
5г (представлен персонаж из рассказов «маленькой трилогии»)
Задание 4.
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
Саша Черный
«Сатиры
и лирика»
1в
Когда поэт, описывая даму,
Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо —
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт — мужчина. Даже с бородою.
2а
«Поверх
барьеров»
«Центрифуга»
Нет сил никаких у вечерних стрижей
Сдержать голубую прохладу.
Она прорвалась из горластых грудей
И льется, и нет с нею сладу.
А. Ахматова
3б
Акмеизм
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
К. Бальмонт
«Ранняя
пора»
Старший
символизм
4г
а) ВАРИАНТ I: С. Есенин
ВАРИАНТ II: В. Маяковский
ВАРИАНТ III: О. Мандельштам
ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
ВАРИАНТ II: «Камень»
ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»
ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»
в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм
ВАРИАНТ II: «сатириконцы»
ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия
ВАРИАНТ IV: вне групп
г)
ВАРИАНТ I:
На северной форелевой реке
Живете вы в березовом коттэдже.
Как Богомать великого Корреджи,
Вы благостны. В сребристом парике
Стряхает пыль с рельефов гобелена
Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена,
Со страусовым веером в руке.
ВАРИАНТ II:
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
ВАРИАНТ III:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
ВАРИАНТ IV:
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Количество баллов — 8.
1в — ВАРИАНТ II: «сатириконцы»
Максимум — 8 баллов
(2 балла за каждый верный ответ)
2а — ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
3б — ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
4г — ВАРИАНТ II: «Чуждый чистым чарам счастья…»»
Задание 5.
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.
б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.
в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.
г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.
д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.
е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.
ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.
з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.
и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.
к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.
л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.
Количество баллов — 11.
Ответы
Максимум — 11 баллов
а) да
ж) да
б) нет
з) нет
в) да
и) нет
г) да
к) да
д) да
л) нет
е) нет
Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм . Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.
(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).
ОТ УСТАЛОСТИ
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас — двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Сестра моя!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог.
1913 г.
Количество баллов — 20.
Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.
Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен (в свободной последовательности):
Представьтесь*
Ваш комментарий*