I. Знание текста и фактов литературной истории
1. Какие цветы продавала Лиза, героиня повести Н. Карамзина "Бедная Лиза":
а) фиалки б) сирень в) ландыши?
2. «Бежин луг», «Певцы», «Старосветские помещики», «Лес и степь», «Касьян с Красивой Мечи», «Однодворец Овсянников».
1) В какой цикл входят эти рассказы? Кто их автор? 2) Какое заглавие лишнее? 3) Кто автор этой «лишней» повести? 4) В какой цикл она входит?
3. Как называлось сатирическое приложение, выходившее в 1859 году, к журналу "Современник", редактором которого был Н. Некрасов:
а) "Гудок" б) "Свисток" в) "Рупор"?
4. Автор следующих строк в письме к господину П. Валуеву замечает: "В трех моих романах, хотя тускло и слабо, отразились три момента русской жизни: сна, пробуждения и первых лучей зари новой жизни". Укажите автора этого высказывания и названия его трех романов.
5. "Органчик", "Известие о Двоекурове", "Коняга", "Фантастический путешественник", "Голодный город". Исключите лишнее в ряду, ответ аргументируйте.
6. Прошлое какого персонажа произведений А.С. Пушкина описано…
а) [Он] в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова.
б) …лихим был капитаном.
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!..
в) [Он] воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту.
7. В каких пьесах А. Островского есть перечисленные второстепенные персонажи?
1)
Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий.
Фоминишна, ключница.
Тишка, мальчик в доме …
2)
Бобыль Бакула.
Бобылиха, его жена.
Свита весны, птица: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.
3)
Аким Акимович Юсов, старый чиновник…
Онсим Панфилыч Белогубов, молодой человек, подчиненный Юсову.
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора.
8. Каким героям «Мертвых душ» Н.В. Гоголя принадлежат описанные интерьеры:
а) …В этой комнате было три стола: один письменный — перед диваном, другой ломберный — между окнами у стены, третий угольный — в углу, между дверью в спальню и дверью в необитаемый зал с инвалидною мебелью. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье, а именно: панталоны под фрак, панталоны под сюртук, панталоны серенькие, два бархатных жилета и два атласных, сюртук и два фрака. (Жилеты же белого пике и летние брюки отошли к белью в комод.) Всё это разместилось один на другом пирамидкой и прикрылось сверху носовым шелковым платком. В другом углу, между дверью и окном, выстроились рядком сапоги: сапоги не совсем новые, сапоги совсем новые, сапоги с новыми головками и лакированные полусапожки. Они также стыдливо занавесились шелковым носовым платком — так, как бы их там вовсе не было.
б) Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.
в) Комнаты были бесхарактерны совершенно — просторны, и ничего больше. Ни фресков, ни картин по стенам, ни бронзы по столам, ни этажерок с фарфором или чашками, ни ваз, ни цветов, ни статуек, — словом, всё как-то голо. Простая обыкновенная мебель да рояль стоял в стороне, и тот покрыт был пылью: как видно, хозяйка редко за него садилась. Из гостиной отворена была дверь в кабинет хозяина; но и там было так же — просто и голо.
г) Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… невмочь ничего было более заметить.
9. Расположите основные события войны 1812 года, отображенные в романе "Война и мир" в хронологическом порядке:
1. бой под Островной;
2. пожар Москвы;
3. пожар Смоленска;
4. Бородинское сражение;
5. совет в Филях;
6. бой под селом Красным;
II. Толкование текста
10. Сравните, определите, в чем, по-вашему, смысл и цель внесенных поправок?
Черновая редакция:
Фамусов
…Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
С меня уж будет.
Не я один, а всякий так же судит.
А судьи кто? — За древностию лет
В отставке, вечный толк их о придворных штатах, Сужденья черпают из забыты?х газет
Годов семьсот осьмидесятых,
И похвалы мне ваши досаждают.
Не я один, все так же осуждают.
К свободной жизни из вражда напримирима, Сужденья черпают из забыты?х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма
11. Прочтите отрывок из стихотворения Н. Некрасова "Рыцарь на час" (1862 г.)
Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило вас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы
Но свершить ничего не дано...
Можно ли считать эти строки поэтическим ответом на стихотворение М. Лермонтова "Дума" ("Печально я гляжу на наше поколение...")? Ответ обоснуйте.
12. Перед вами короткое письмо, написанное Пушкиным Гоголю осенью 1834 г. после прочтения повести «Невский проспект» в рукописи. Объясните, о каких эпизодах повести говорит Пушкин и чем он обеспокоен? Какую связь между эпизодами мы можем усмотреть, следуя логике поэта?
Секуция — телесное наказание; искаженное (в подражание простонародной речи) слово «экзекуция».
Н.В. Гоголю etc.
Перечёл с большим удовольствием; кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет. С Богом!
А.П.
13. Прочитайте коллективную пародию «арзамасцев» на графа Хвостова. Постарайтесь описать особенности поэзии Хвостова, опираясь на пародию. В русле каких поэтических традиций писал Хвостов? Какие недостатки стиля были для него характерны?
(Флакк — имеется в виду античный поэт Гораций Флакк).
Се росска Флакка зрак! Се тот, кто, как и он, Выспрь быстро, как птиц царь, нес звук на Геликон. Се лик од, притч творца, муз чтителя Свистова, Кой поле испестрил российска красна слова!
14. Исследователь К. Пигарев, анализируя творчество Ф. Тютчева, выделил следующие черты его лирики: "Для Тютчева характерно прежде всего чуткое проникновение в загадки природы и бытия, в человеческую душу. (...) Страсти, выраженные в его поэзии, даны в своей противоречивости. В лирике чувство дано вместе с его антиподом. (...) Два, двойственность, двойничество, двойное бытие - это поэтическая цифрь... выражает антитезы:..............". Восстановите ряд противопоставлений, свойственных лирике Ф. Тютчева и аргументируйте своё решение.
15. Докажите или опровергните высказывание Антоновича (статья "Асмодей нашего времени", 1862 г.):
"Вместо изображения отношений между "отцами" и "детьми" вы написали панегирик "отцам" и обличение "детям", да и "детей" вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета, вы хотели представить их..., одним словом, асмодеями."
Назовите положительные качества "детей" романа И. Тургенева "Отцы и дети".
III. Теория литературы
16. Напишите статью "Гротеск" для Словаря литературоведческих терминов.
17. Расположите перечисленные фрагменты из повести И. Тургенева «Вешние воды» 1) в сюжетной последовательности, 2) в фабульной последовательности:
а) В тот же день Санин послал письмо к г-же Джемме Слоком в Нью-Йорк. В этом письме он говорил ей, что пишет к ней из Франкфурта, куда приехал единственно для того, чтобы отыскать ее следы…
б) В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темными кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему, схватила его за руку и повлекла за собою, приговаривая задыхающимся голосом: «Скорей, скорей, сюда, спасите!»
в) Противники и секунданты обменялись, как водится, поклонами; один доктор даже бровью не повел — и присел, зевая, на траву: «Мне, мол, не до изъявлений рыцарской вежливости».
г) Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую осьмиугольную коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку. В коробке, под двойным слоем пожелтевшей хлопчатой бумаги, находился маленький гранатовый крестик.
18. Какие приемы использованы в следующем отрывке и какова их художественная роль в повествовательной манере Н. Гоголя:
"...В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы и нет ничего в комоде, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как- нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не поизотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено долго пролежать в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом".
19. Какая жанровая форма стала предметом стилизации И.А. Бунина, назовите черты этой формы, воспроизведенные в стихотворении Бунина.
«Мимо острова в полночь фрегат проходил: Слева месяц над морем светил,
Справа остров темнел — пропадали вдали Дюны скудной родимой земли
Старый дом рыбака голубою стеной Там мерцал над кипящей волной.
Но в заветном окне не видал я огня: Ты забыла, забыла меня!»
«Мимо острова в полночь фрегат проходил: Поздний месяц над морем светил,
Золотая текла по волнам полоса, И как в сказке неслись паруса.
Лебединой грудью белели они, И мерцали на мачтах огни.
Но в светлице своей не зажгла я огня: Ты забудешь, забудешь меня!»
1906
IV. Комплексный анализ поэтического текста
20. Проведите комплексный анализ поэтического текста:
* * *
Заплетя свои темные косы венцом, Ты напомнила мне полудетским лицом Всё то счастье, которым мы грезим во сне, Грезы детской любви ты напомнила мне.
Ты напомнила мне зноем темных очей Лучезарные тени восточных ночей — Мрак цветущих садов, — бледный лик при луне — Бури первых страстей ты напомнила мне.
Ты напомнила мне много милых теней Простотой, — темным цветом одежды твоей. — И могилу, и слезы, и бред в тишине Одиноких ночей ты напомнила мне.
Всё, что в жизни с улыбкой навстречу мне шло, Всё, что время навек от меня унесло, Всё, что гибло, и всё, что стремилось любить — Ты напомнила мне. — Помоги позабыть!
Я.П. Полонский
Представьтесь*
Ваш комментарий*