Задание 1.
Вспомните содержание русских былин и определите, кто из богатырей какое действие выполняет? В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1. Илья Муромец а) спасает Забаву Путятичну
2. Добрыня Никитич б) сватается к Настасье Микуличне
3. Алеша Попович в) встречается «с красной девицей – удалой поляницей»
Количество баллов — 3.
Ответ: 1в, 2а, 3б.
Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.
Задание 2
Прокомментируйте (разъясните) встречающиеся в этом фрагменте мифологические понятия (имена, названия объектов и т.п.).
Взлети превыше молний, муза,
Как Пиндар быстрый твой орел;
Гремящих арф ищи союза
И вверьх пари скорее стрел;
Сладчайший нектар лей с Назоном;
Превысь Парнас высоким тоном;
С Гомером как река шуми,
И как Орфей с собой веди
В торжествен лик древа и воды
И всех зверей пустынных роды.
(М. В. Ломоносов. Ода на прибытие Елисаветы Петровны в Санкт – Петербург, 1742 г.)
Ответ: Парнас – гора, обиталище муз. Музы — мифологически покровительницы искусств. Орфей – бог, который славился как певец и музыкант.
Ставится по 1 баллу за верный комментарий к каждому из 3 мифологических понятий. Пиндар, Назон, Гомер мифологическими персонажами не являются.
Задание 3
Сопоставьте названия литературных произведений и даты их создания. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1) “Ревизор”,
а) XV век
2) “Капитанская дочка”
б) 1820
3) “Хождение за три моря”
в) 1833
4) “Мцыри”,
г) 1836
5) “Руслан и Людмила”,
д) 1839
Количество баллов — 5.
Ответы: 1г, 2в, 3а, 4д, 5б.
Ставится по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Задание 4
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б — ВАРИАНТ IV).
а
б
в
1
Там славный окорок вестфальский
Там рыбы звенья астраханской
Там плов и пироги стоят
Шампанским вафли запиваю;
Г.Державин
1в
2
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно – желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером
Там щука пестрая – прекрасны!
2б
«Евгению. Жизнь званская»
3
«Сначала он ей дал хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи съела все так быстро, что не успела разобрать вкуса…».
А. Чехов
3в
4
«…Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть. Подумаешь, право: на что мастерицы эти бабы! Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев!»
4б
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
1в) ВАРИАНТ I: «Бог»
ВАРИАНТ II: «Памятник»
ВАРИАНТ III: «Фелица»
ВАРИАНТ IV: «Властителям и судиям»
2б) ВАРИАНТ I: Г. Державин
ВАРИАНТ II: А. Пушкин
ВАРИАНТ III: М. Ломоносов
ВАРИАНТ IV: А. Радищев
3в) ВАРИАНТ I: «Душечка»
ВАРИАНТ II: «Анна на шее»
ВАРИАНТ III: «Тоска»
ВАРИАНТ IV: «Каштанка»
4б) ВАРИАНТ I: А. Крылов
ВАРИАНТ III: Н. Гоголь
ВАРИАНТ IV: А. Чехов
Количество баллов — 8.
Ответы:
1в) — Вариант III, 2б) — Вариант I, 3в) — Вариант IV, 4б) — Вариант III.
Ставится 2 балла за каждый верный ответ.
Задание 5
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман — жанры древнерусской литературы.
в) Бытие — один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей — полилогом.
з) Сентиментализм — это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм — это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.
л) произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать авантюрными.
Количество баллов — 11.
а) да
д) да
и) нет
б) нет
е) нет
к) нет
в) нет
ж) да
л) да
г) да
з) да
Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Задание 6
Раскройте смысл главного образа стихотворения-песни Б. Окуджавы «Прощание с новогодней елкой».
Б. Окуджава
ПРОЩАНИЕ
С НОВОГОДНЕЙ ЕЛКОЙ
З. Крахмальниковой
Синяя крона, малиновый ствол, звяканье шишек зеленых. Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных. Где-то он старые струны задел - тянется их перекличка... Вот и январь накатил-налетел, бешеный как электричка. Мы в пух и прах наряжали тебя, мы тебе верно служили. Громко в картонные трубы трубя, словно на подвиг спешили. Даже поверилось где-то на миг (знать, в простодушьи сердечном): женщины той очарованный лик слит с твоим празднеством вечным. В миг расставания, в час платежа, в день увяданья недели чем это стала ты нехороша? Что они все, одурели?! И утонченные, как соловьи, гордые, как гренадеры, что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?
Нет бы собраться им — время унять, нет бы им всем — расстараться... Но начинают колеса стучать: как тяжело расставаться! Но начинается вновь суета. Время по-своему судит. И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет.
Ель моя, Ель — уходящий олень, зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась! Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови, твой силуэт отдаленный, будто бы след удивленной любви, вспыхнувшей, неутоленной.
Количество баллов — 20.
Ответ оценивается по прилагаемым критериям.
Модель ответа на задание № 6.
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
– Обнаружить понимание проблематики стихотворения. Б. Окуджава размышляет о недолговечности человеческих чувств, о душевной слабости людей, неспособных сохранить любовь, надежду, высокие переживания. Внешне-психологическое содержание (сожаление о новогодней елке) проблематики текста не исчерпывает!
– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию образа новогодней елки в контексте стихотворения. Елка представляется как прекрасная дама, а новогодний праздник как поклонение ей. Но праздник оказывается лишь игрой, по окончании которой о героине все забывают. Таким образом, высокие чувства — только временная забава для современных людей, не испытывающий подлинной потребности в любви.
– Охарактеризовать поэтическое функционирование образа в тексте. Ель выступает как олицетворение (символ) возвышенной любви. Ели придаются черты божества: она и воплощение любви, и защитница любви, и жертва (сняли с креста; словно Спас-на-крови). В новогоднем празднике, напротив, подчеркиваются черты фальши (картонные трубы), «служители» Ели изображаются с горькой иронией. Отчасти горечь автора распространяется и на лирического героя, который не смог удержать «женщину ту», образ которой несла ему Ель. Свое огорчение он связывает с общей неспособностью современников жить любовью (мы).
В изображении Ели можно также отметить обилие и живописный характер описательных характеристик (эпитетов, сравнений).
Представьтесь*
Ваш комментарий*