Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя, а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что царь остается доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлет к нему тридцать гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задает им те же загадки, что и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей. Царь снова задает купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату дарит еще тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живет богато и счастливо.
Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного — кобыла, а у богатого — мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребенка, и он подкатывается под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью его телега жеребенка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает им загадки. Богатый идет за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю. А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему верные ответы.
Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает, что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец, но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает сетку, в руки берет перепелку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь встречает ее, а она подает ему перепелку и говорит, что это ее подарочек, но царь не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребенка бедному мужику, а его дочь-семилетку берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.
Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и дает ковригу хлеба. При этом он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак работает целый день, а когда от голода становится невтерпеж, придумывает, что ему сделать, чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш, наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живет у попа припеваючи.
Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от нее, чтобы она ни в чем не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребенка к своей сестре. Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.
Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасет скотину, как прежде. Царь вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице, и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо, то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная красавица — ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, — ее сын. После этого царь перестает испытывать свою жену и живет с ней без всякой хитрости.
У купца с купчихой — сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его сестры, влюбляется в нее и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.
Один завистливый генерал едет в город, где живет сестра полковника, выспрашивает про нее и узнает, что она — девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадет у нее со столика перчатку и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она ждет брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор. А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы подарила ему на память.
Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От нее он узнает, что у нее из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается, что все это — козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом, который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянется, что впервые видит эту девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается, его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему жениться на купеческой дочери.
У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата: он стыдится, что тот — простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет. Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста палок. Солдат убегает из полка и живет один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.
Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстает от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит солдату, что он — царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой живет старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у нее вдоволь еды и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке, но солдат на всякий случай уговаривается с царем по очереди стоять на часах. Царь два раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет спать, а сам караулит.
В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царем спускаются с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.
Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдает приказ по всем заставам: если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала. Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своем недавнем товарище царя. Тот награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы не отказывался от роду и племени.
Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру, а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит, чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят, что весь город затопило. Мимо плывет ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий день приплывают в тридесятое царство.
Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи: матрос становится старшим, а генерал — подпаском. Осенью им выплачивают деньги, и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал приходит в себя и видит, что он — в той же комнате, словно и не выходил из нее. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остается ни с чем.
Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадет у бабы холстину, прячет ее, а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст. Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идет слава о мужике как о великом знахаре.
У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где кольцо, получит награду, если нет — лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остается еще двух ждать! Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро говорит царю, где искать пропажу.
Царь щедро награждает знахаря и идет гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони, возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь еще больше награждает знахаря и отпускает его домой.
В Москве на Калужской заставе подает мужик слепому нищему с последнего полтинника семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам идет следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь, а мужик — шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достает бочонок с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца, который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего — пятьсот рублей. Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймет, куда подевался бочонок, отпирает дверь и зовет
Пантелея, своего соседа, что живет в соседней избушке. Тот приходит.
Мужик видит, что Пантелей — тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней у Пантелея — около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой и живет припеваючи.
У мужика — трое сыновей. Везет он старшего в лес, парень видит березу и говорит, что если бы сжечь ее на уголь, завел бы он себе кузницу и стал бы деньги зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышленый. Везет он в лес среднего сына. Тот видит дуб и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать. Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует, а нет — казнит.
Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредет с бочонком водки через королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство, не то ему не сдобровать!
У старушки вдовы — два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везет на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает. Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин пугается и дает ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому, снимает крышки с кринок с молоком и дает мертвой в руки кувшин и ложку. Сам же прячется за кадку.
Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьет старуху по голове, та падает, а дурак выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, дает дураку сто рублей и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал. Тем становится завидно, они убивают своих жен и везут на базар продавать, а их хватают и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живет — не тужит.
У старика со старухой — три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать отнести братьям в поле горшок с клецками. Он видит свою тень и думает, что какой-то человек идет за ним и хочет клецки съесть. Дурак бросается в него клецками, а тот все не отстает. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю, собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак, и бьют его пуще прежнего.
Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей, а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.
Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок, но там остался еще славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идет домой — пиво пить и братьев поминать.
Живет со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню, и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено, зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело, и уходит со двора — искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.
Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними, но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идет дальше. На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.
Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила киселю и налила в блюдо, а он отнесет его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует! Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот дает ему золотую тетерку. Мужик отправляется домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетерку на коня и идет дальше. Потом он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.
У старика со старухой — два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, — холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что никуда не годно, а дурак садится на худую кобыленку и уезжает. Он пишет на столбе послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.
Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются к нему. Втроем они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах. Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает захватить трех богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь посылает за богатырем Добрыней, который живет в его владениях. Илья Муромец и Федор Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову. Царь пугается и отдает за Ивана свою дочь.
Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идет муж в лес по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене, чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идет. Муж приводит ее к кусту смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвет, лезет в середину куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идет в лес жену проведать. Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней — чертенок! Мужик пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от нее житья не стало.
Мужик с чертенком договариваются, что один будет морить, а другой — лечить, и приходят в Вологду. Чертенок морит купеческих жен и дочерей, и те болеют, а мужик как придет в дом, где чертенок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают за лекаря и много денег дают. Наконец чертенок говорит ему, что теперь мужик разбогател и они с ним в расчете. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую дочь, в которую он, нечистый, скоро войдет. Но боярин, когда его дочь заболевает, уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.
Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что злая жена пришла. Чертенок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот говорит, что пришел по дружбе — предупредить чертенка, что сюда злая жена пришла. Чертенок пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остается. А боярин отдает за мужика свою дочь и дает за ней половину своего имения.
Живет мужик и мучается, потому что жена — упрямая, сварливая и завзятая спорщица. Когда забредет на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить, что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости, падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене и взаправду плохо, она стонет да охает, зовет попа, но не перестает спрашивать про гусей. Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь, служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает, что они — барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские! Засыпают могилу землей. Вот как уходили бабу барские гуси!
Живет старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время достается. Идет старик в лес за дровами и находит котел, полный золота Он рад богатству, но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость: зарывает котел в землю, идет в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад старухе и идет с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик снимает ее. Потом он идет со старухой к реке и при ней достает из рыболовной сети зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику, что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.
Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры, хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину, рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упек старика в Сибирь. Барин сердится, приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянется ему, что никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги, но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес, по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своем уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живет себе припеваючи.
У доброго старичка — молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает. Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше нее и прячется в дупло. Жена спрашивает у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовет гостей, идет у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести еще вина. Старик видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мертвые лежат, и впредь зарекается гостей созывать. Идет мимо дурак, жена дает ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.
Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дешевы, по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает корову, мясо приедает, а кожу несет на рынок. Но никто не дает ему больше двух с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его водкой. Купец дает ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.
Таврило приходит к купчихе, а у нее сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином, а он все не уходит и просит еще. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника, а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает и дает за это сначала сто рублей, потом еще двести. Купчиха слышит, как они в западне шушукаются, и приносит Гавриле еще пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме нечистая сила шалит, тот верит ей и продает дом за бесценок. А Таврило возвращается домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает, что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги еще коров, содрал с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.
Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везет кожи на рынок, но никто не дает ему больше двух с полтиной. Данило остается в убытке и живет теперь беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.
У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела сова мимо сада, села на колоду, выпила воду... Да только это и твердит. Жене скучно слушать одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо. Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика и не дала сказку дослушать. И так ей от него достается, что с тех пор она зарекается сказки слушать.
Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подает ему копеечку. Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот дает Марко копеечку и приходит за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.
Обмыв Марко, бедняк кладет его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь, псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь. Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю: каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется, кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе разбегаются.
Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдает копеечку.
У мужика семья большая, а из добра — один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина — жена, два сына и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достается ему. Барину по душе мужицкая смекалка, и он угощает мужика вином и дает хлеба Узнает про это богатый и завистливый мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил гусей. Тот дает одного гуся барину с барыней, одного — их сыновьям, одного — их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает деньгами, а богатого мужика выгоняет.
Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится и говорит, что у нее ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла — каша готова.
Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат отвечает, что топор еще не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.
Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети, то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха, наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать. Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха собирается бежать из дому. Она печет пироги, укладывает их в большой мешок и идет к соседке прощаться.
Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает в него сам. Старуха берет мешок и идет. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит, что неплохо бы сейчас сесть на пенек и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь. Так и не дает старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе возвращаются домой.
Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнет ровно столько, чтобы было, где лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.
В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы, остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина просыпается, трогает рукой голову и никак не поймет: то ли она — не Арина, то ли голова — не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина. А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на нее, та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает добросовестно.
Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несет его царю. Приходит мужик во дворец и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем и дает мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов плеткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина — тому, кто привел его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается. А мужику царь дарит три тысячи рублей.
Представьтесь*
Ваш комментарий*