Один из ярчайших поэтов-пейзажистов Афанасий Афанасьевич Фет всегда с особым теплом говорил об окружающем его мире, словно речь шла о любимом человеке. С самого детства жизнь поэта была к нему жестока, так как он был незаконнорожденным. В то время высоких нравов и моральных ценностей это действительно было большим испытанием, позором. Поэт, будучи несчастным, надеялся восстановить свое имя. Возможно, именно внутренние переживания и существующие на жизненном пути преграды научили поэта видеть прекрасное вокруг, находить отраду и утешение в природе. Природа – вечная красота, которая совсем рядом, она создана для каждого, каждому доступна, но далеко не все на нее смотрят. Фет умел не только видеть прелесть неброского русского пейзажа, он замечал малейшие детали, которые на самом деле были довольно значимыми. Поэт в своих произведениях создавал новый мир, в котором и деревья и река могли быть словно одушевленными, с ними можно поговорить и помолчать, научиться у них и т.д.
Пейзаж произведения «Вечер» повествует о явлении сочетания дня и ночи, переходном времени – о вечере. Вечер многими литераторами и музыкантами считался загадочным явлением, которое совмещает в себе признаки дня и ночи. О вечерах говорили многие, выражая свои эмоции, но вряд ли кто-то сможет сказать о вечере так, как это удалось Фету. Вечер изображен самостоятельным явлением, без прибавления человеческих впечатлений. Пейзаж четко, подробно описывается: «ясная река», «померкший луг». Говоря о золотой кайме облаков, поэт создает неуловимый образ заходящего солнца. Стихотворение переполняет жизнь, в нем столько звуков: «прозвучало», «прозвенело». Таким образом, поэт говорит не о статичной картинке, а о непрерывно меняющемся мире, словно о живом существе. Здесь описано лишь мгновение, короткий промежуток времени захода солнца, но в нем столько динамики, словно это описание целого дня. Поэт подмечает постоянное движение, которое происходит в природе. Она не стабильна, все проходящее, это мир движения, отражения, мимолетных соприкосновений.
Вечер всегда считался особенным временем, которое превращает день в ночь. Это период переходов, явления особенно быстро сменяют друг друга. Фет сумел мастерски запечатлеть эти мгновения. Все предметы остаются такими же, какими секунду назад их увидел автор. Стихотворение не говорит об ожидаемом наступлении темноты, здесь нет теней и мрака. Напротив, произведение завершается ярким светом зарниц. Молнии поясняют звуки, описанные в первом куплете наступлением грозы, и вместо сна продолжают динамику природы. Такой подход делает стихотворение «Вечер» не только ярким примером пейзажной лирики, но и примером импрессионизма.
Представьтесь*
Ваш комментарий*