Анализ стихотворения И. Северянина «Моя Россия»

Игорь Северянин наверняка стал бы одним из выдающихся поэтов России XX столетия, если бы не революция 1917 года. В то время якобы строительства лучшего мира Россия подвергалась уничтожению, причем это уничтожение коснулось всего. Стиралась история, и на ее месте писались небылицы о монархии, которые были удобны «красным», уничтожалось православие – ведь это душа народа, его вера, а бездуховные люди становятся животными, которыми легче управлять. Уничтожалось искусство, со сцен театров вместо пьес классиков звучали партийные лозунги. Поэты и писатели подвергались репрессиям и все, кто отказывался сотрудничать и писать то, что будет велено, повторяли судьбы Есенина и Маяковского. Игорь Северянин не принял идеалы революции, он видел тот хаос, который разрастался и не мог принимать участие в убийстве своей страны. Поэтому ему пришлось мигрировать в 1918 году в тогда еще независимую Эстонию. Оттуда он следил за всеми событиями, происходившими на его Родине. «Моя безбожная Россия» - говорит поэт в своем произведении «Моя Россия» и здесь же добавляет «Священная моя страна!».

Не смотря на то, что вместо молитв и колокольного звона над Россией стали звучать речи митингов и громкие лозунги, призывающие к убийствам, поэт видел силу своего народа, способного возродиться. Русский менталитет – особенный, только одна национальность является прилагательным – русский. Это больше чем национальность, это состояние души. И Северянин был уверен, что свирепства революции и гражданской революции, разруха и голод, которые последовали затем, не смогут сломить русских. Стихотворение было написано в 1924 году, к тому времени очень многие писатели были вынуждены покинуть родную землю и отправиться за рубеж, не меньшее число было истреблено. И автор, словно напоминая, говорит о том, что «порывы огневые» не истребят всего дотла – ни звонких девичьих голосов, ни изб, ни ярких сарафанов, ни всей широты русской души.

Все стихотворение наполнено противоречиями, но именно такой автор видит Россию. Она безбожная и священная, она ползет и парит. Здесь, после террора стали сочетаться атеизм и православие, безнравственность и благородство, любовь и черная злоба. Действительно, теперь Россия стала очень контрастной – рядом с вседозволенностью и достатком одних граничит голод и нищета других. Но эти противоречия не пугают автора, он по-прежнему любит свою Родину и плачет о ней. Он непоколебимо верит – когда-нибудь его родная земля воспрянет, и за время тяжких испытаний останутся неутраченными ее бесхитростность и первозданность, которые всегда были главным оружием против врагов. Северянин взывает «Моя ползучая Россия, крылатая моя страна!» будучи уверенным, что обескровленная, всеми попранная и разграбленная держава имеет возможность возродиться. Но сбылись ли его слова? Спустя время, после возрождения экономической стабильности теперь уже СССР стала ли Россия прежней? Язык утратил свою магию и приобрел массу грубых аббревиатур, атеизм стал обязательным предметом в училищах и университетах, культуру сравняли под партийный шаблон. Это ли Россия?

Возродилась ли Россия сейчас, когда каждый норовит уехать за границу. Русские, вскормленные европейской пропагандой, перестали уважать и любить свою землю, лишь требуя от нее чего-то – личного бизнеса, денег, квартир и машин. Не ошибся ли автор? Или, может быть, он говорил о возрождении России, которое зависит не от времени, а от людей, которые должны узнать, кто они, какова их история и лишь полюбив Россию так, как Северянин, страна окрепнет и встанет, наконец, с колен.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить