Если бы существовали мини-версии или своеобразные дайджесты творчества, которые создавали бы сами писатели и поэты, то в случае М. Е. Салтыкова-Щедрина такими мини-версиями непременно стали бы его сказки. Дело в том, что в сказках встречаются элементы практически всех его произведений. Так, фантастические элементы напоминают отчасти повесть «История одного города», которую саму можно назвать сказкой. Кроме художественных особенностей, сказки повторяют также и проблематику и идейное наполнение больших произведений. А поскольку большинство сказок были написаны уже в последние десять лет жизни писателя, то можно говорить о том, что таким образом они подводят итог жизни и творческой деятельности писателя.
Причиной того, что писатель обратился к такому, казалось бы, несерьезному для именитого писателя жанру стала усиленная цензура, поскольку в это время сатира как раз набирала свои обороты в качестве мощного политического оружия. Тогда как сказка – жанр, на первый взгляд, невинный, а то, что сказка подразумевает фантастические элементы, дает возможность списать любые подозрительные места на выдумку, фантастику и совершенную случайность без какой-либо привязки к реальным персонажам и действиям.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина основаны на традициях народных сказок с их четкой расстановкой добрых и злых сил. Но вместе с тем им характерны и черты басен Крылова, с его сатирой, остротой и колкостью.
Но при этом всем писателю удалось воздать свой неповторимый жанр политической сказки. Как в народных традициях, в них противостоят две силы: добро и зло. Добро – это трудовой народ, простые труженики, тогда как в качестве темной, злой силы выступает эксплуататор, кем бы он ни был: или государство, или конкретный персонаж из господского сословия.
Но ни одна из сил не выступает в сказках Салтыкова-Щедрина в истинном своем обличие. Чаще всего эксплуататоры – это хищные звери, тогда как простой народ, трудяги – это птицы, беззащитные животные, трудолюбивые насекомые.
Не обходится с этих сказках и без обобщений. Типичный образ всех сказок – крестьянин-труженик. Единственный его удел – бесконечный и прилежный труд, вечная работа. Да и заканчивает вечером он работу только для того, чтобы немного отдохнуть перед следующим трудовым днем.
Во всех сказках чувствуется, что к рабочему народу писатель относится если не с искренней любовью и сочувствием, то, как минимум, с симпатией и уважением. Об этом свидетельствует то, как выписан образ простого мужика в сказках. Мужик всегда добр, терпелив, но при этом мудр и находчив.
Для того, чтобы сказки были близки и понятны простому народу, Салтыков-Щедрин пишет их народным языком, его тексты пересыпаны разнообразными поговорками, речевыми оборотами, пословицами.
Представьтесь*
Ваш комментарий*