Стихотворение Ф. Тютчева относится к пейзажной лирике с элементами медитации и философских размышлений. Написано оно в форме монологического обращения к морю. С первых строк мы понимаем, что к морю лирический герой обращается, как к живому существу, с которым он знаком. Это выплывает из употребления в обращении местоимения «ты»: «Как хорошо ты, о море ночное». Описание моря лирический герой передает как описание динамичной системы. При чем, не только динамика в движении волн, а и в изменении цветовой гаммы водоема: «Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит и дышит, и блещет оно…».
В центре стихотворения – единство человека и природы. Из этого следует, что стихотворение написано в романтическом ключе. Лирический герой восхищается стихией и его переменчивостью. Это можно сравнить только с переменчивостью человеческих эмоций и чувств. Так, бурное выражение эмоций, сильные переживания и действия можно запросто сравнить с бушующим морем: «На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром». Тогда как состояние спокойствия, умиротворенности – это спокойна морская гладь в период затишья: «Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!».
В третьей строфе лирический герой обращается к морю эвфемизмом «зыбь великая» и «зыбь морская». То есть как к такому, которое готово поглотить и спрятать в свои воды все, что к нему прикоснется. Выпутаться из его объятий невозможно, если ты не знаешь, как себя вести. А повторение слова зыбь два раза подчеркивает эту смысловую нагрузку и вводит в контекст некое благоговение перед величеством и мощью морских просторов, и тем самым, внушает страх. Лирический герой сравнивает море с праздником, праздником шумным, искрящимся, с множеством огней и буйством красок. Уравновесить это буйство лирический герой пытается при помощи контраста: над шумящим ночным морем горят звезды, которые наблюдают за этим праздником чутко, будто стражи: «Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты».
Ночное море оказывает какое-то магическое воздействие на лирического героя. Оно чарует своими переливами огней, и поэтому наблюдатель стоит, как загипнотизированный.
Представьтесь*
Ваш комментарий*