Темой стихотворения Н. Некрасова является сравнение телесного наказания женщины с участью музы поэта.
Стихотворение написано в 1848 году, задолго до отмены крепостного права. Как известно, помещики применяли телесные наказания по отношению к крепостным крестьянам. Более того, был даже составлен документ на государственном уровне, которым регламентировались такие наказания. Но в 1945 году вышло «Уложение об наказания», согласно которому телесные наказания кнутом для женщин запрещались. Скорее всего, Н. Некрасов писал это стихотворение по дошедшим до него рассказам. Тем более, что память о них была очень свежей.
Стихотворение схематически можно разделить на две части: первая – это первые шесть строк, где просто реалистично, без прикрас выписана картина, увиденная повествователем. Вторая часть – это итог всего ранее сказанного, поданный в форме обращения к музе: «Гляди! Сестра твоя родная!».
Все стихотворение практически лишено тропов. Оно написано простым и понятным слогом, без использования специфической лексики. Из художественных приемов следует выделить инверсию (непрямой порядок слов в предложении). Инверсия исполняет роль дополнения, акцентирует внимание и конкретизирует: «Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую». Казалось бы, можно было бы остановиться на том, что били женщину. Очевидно, что это была не знатная дама, а крестьянка или служанка. Но ставя это словосочетание в конец предложение, автор акцентирует внимание на том, что это именно крестьянка, а не кто-то другой.
Стихотворение состоит всего из двух четверостиший, хотя такую тему можно развернуть в целую поэму. Н. Некрасов не случайно обратился к короткой форме, поскольку лаконичность заставляет читателя дальше самостоятельно развивать тему и исследовать, почему же муза – это молодая крестьянка, которую бьют кнутом.
Одной из причин такого сравнения может быть внешнее сходство исполосованной кнутом спины с перечеркнутым цензурой стихом, то есть исполосованным красными чернилами. Так, красные чернила – это кровь стиха.
Место наказания тоже не случайно. Дело в том, что Сенная площадь в Петербурге известна именно тем, что на ней проводились публичные наказания провинившихся крестьян. Так и с музой: урезать стих – это практически публичное наказание для автора и его музы.
Муза в стихотворении выступает живым существом.
Представьтесь*
Ваш комментарий*