Часть1 . Задания уровня А. А 1 Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется1) народной2) массовой3) национальной4) элитарнойА 2. Массовая культура1) появилась с развитием средств массовой информации2) сопровождает всю историю человечества3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народаА 3. Непосредственно искусство характеризует признак1) удовлетворение потребностей человека2) эстетическое освоение окружающего мира3) установление законов развития общества4) отражение сущности природных и социальных явленийА 4. Верны ли суждения ?Культура – это:А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 5. Верны ли суждения? Произведения массовой культурыА. Отражают все эмоциональные проблемы современного человека.Б. Не должны использовать приемы элитарной культуры.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 6. Искусство от других форм духовной деятельности отличает1) влияние на все сферы общественной жизни2) решение фундаментальных проблем бытия3) выявление законов человеческой психики4) образное восприятие окружающего мираА 7. Духовной культурой называется1) культура чтения2) религиозный культ3) процесс и результат духовного производства4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальнымиА 8. Многообразие культур служит в современном мире проявлением1) национальной изолированности2) национальной дифференциации3) культурного застоя4) культурной глобализацииА 9. Искусство от других форм духовной деятельности отличает1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил2) решение фундаментальных проблем бытия3) обеспечения развития отдельных отраслей производства4) образное восприятие окружающего мираА 10. Общим для научного и художественного творчества является1) стремление к осмыслению действительности2) обоснованность предположений3) стремление к достоверности4) формирование чувства прекрасногоА 11 Верны ли следующие суждения о культуре?А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другомБ. Общество может существовать, не создавая культуру.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 12. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образованияА 13. Под культурой в наиболее широком смысле понимается1) уровень развития науки и техники2) совокупность всех достижений человека3) уровень образованности населения4) все жанры искусства А 14. Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?1) массовой2) народной3) экранной4) элитарнойА 15 Произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре1) экранной2) народной 3) массовой4) духовнойА 16. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется1) правдоподобностью результатов2) созданием художественных образов3) ясностью и целостностью выражения4) созданием материальных ценностейА 17 Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?1) программирование развития общества2) разработка новых средств коммуникации3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле4) прогнозирование социальных последствий реформА 18 Какой из перечисленных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки?1) борьба за соблюдение авторских прав2) неоднозначность последствий научных открытий3) появление новых научных направлений4) стремление к научной истинеА 19. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования1) дошкольное общее образование2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование4) основное, профессиональное образованиеА 20 Экстенсивный путь развития образования состоит в1) увеличении разнообразия типов образовательных учреждений2) слияния нескольких учебных дисциплин в одну3) повышение качества образовательных услуг4) увеличении количества дисциплин, изучаемых в школеА 21 Гуманитаризация образования предполагает1) особое внимание к социальным дисциплинам2) унификация требований к оборудованию школ3) разнообразие типов образовательных учреждений4) учет возможностей и интересов ребенкаА 22. Верны ли следующие суждения о религии?А. Специфическим свойством религии является связь с миром переживаний человека.Б. Специфическим свойством религии является вера в сверхъестественное.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 23 Верны ли следующие суждения, характеризующие культурно-мировоззренческую функцию современной науки?Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется вА. формировании представлений человечества об окружающем мире.Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 24. Верны ли следующие суждения о самообразовании?Самообразованием можно заниматься для А. заочного приобретения образованияБ. повышения индивидуального уровня культуры1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 25 Произведения массового искусства, в отличие от элитарного1) имеют авторство2) предусматривают широкое тиражирование3) обладают жанровым разнообразием4) используют систему художественных образовА 26. Искусство, наука, образование охватываются понятием1) духовная культура2) общественный прогресс3) индустриальное общество4) социальная стратификацияА 27. Верны ли следующие суждения об искусстве?А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА 28. К основным функциям школы как социального института относится1) развитие научных знаний2) социализация личности3) создание новых рабочих мест4) углубление социальной дифференциацииА 29 Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?1) этика2) лингвистика3) литературоведение4) эстетикаА 30. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре1) массовой2) элитарной3) национальной4) обыденнойA 31. Реклама является неотъемлемой частью1) элитарной культуры2) народной культуры3) массовой культуры4) духовной культурыА 32. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает1) основное образование2) полное (среднее) образование3) среднее профессиональное образование4) высшее профессиональное образованиеА 33. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к1) элитарной культуре2) экранной культуре3) индуизм4) конфуцианствоА 34. К мировым религиям относится1) христианство2) синтоизм3) индуизм4) конфуцианствоА 35. К национальным религиям относится1) буддизм2) христианство3) конфуцианство4) исламА 36. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верныА 37 Наука отражает мир в 1) понятиях и терминах2) художественных образах3) символах веры4) обыденных представленияхА 38. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?А. Образование считается одним из важнейших каналов социализации личности.Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верныА 39. Культура в широком смысле слова, - это1) сложные формы поведения человека и животных2) все, что относится к деятельности в сфере искусства3) степень воспитанности определенного человека4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результатыА 40. Верны ли следующие суждения о наукеА. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верныА 41 Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б.Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верныА 42 Продуктом массовой культуры является 1) симфония2) фольклор3) балетный спектакль4) городской романА 43 Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?1) психологии2) этики3) эстетики4) социологииА 44 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?1) познавательную2) прогностическую3) объяснительную4) социальнуюА 45 Фундаментом духовной жизни общества является1) познание2) искусство3) наука4) культураЧасть 2. Задания уровня В.В 1 Завершите фразуСовокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, это _________В 2 Завершите фразуСистема взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, -это _______________В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики. Определите , какие положения текста носят А. фактический характерБ характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 5 . Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
Приобретение знаний
путем самостоятельных занятий,
без помощи преподавателя
Претворение в жизнь значимых
для человека целей, планов,
идей, проектов
Познание личностью самого себя,
своего Я, своих возможностей,
качеств
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 6 . Установите соответствие: к каждому виду деятельности,, данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.
В 7 . Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родо - племенные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)… Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4). Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.» Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.А) монотеизмБ) политеизмВ) древностьГ) исламД) культЕ) буддизмЖ) индуизмЗ) суевериеИ) конфуцианствоК) миф Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов
В 9 . Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие,
как вести себя в повседневной жизни
Правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и
поддерживаемые силой общественного мнения
Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу
государственного принуждения
В 10 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя. Определите, какие положения текста носятА ) фактический характерБ) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль»Ответ_____________________________В 12. К моральным нормам относятся1) уважение к другим народам2) верховенство закона3) преданность и любовь к Отечеству4) бережное отношение к природе5) талант6) любовь к искусству7) честное исполнение долгаОтвет ____________________________В 13 Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?1) мюзикл2) кино3) пляски4) анекдоты5) сказки6) поговорки7) законы В 14 Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?1) фортепианный концерт2) философское эссе3) детективный роман4) героическая былина5) эпос6) телевидение7) радиотрансляция эстрадного концертаЧасть 3. Задания уровня С.С 1. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.С 2. Звезда телесериала снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию . Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.С 3 С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой, и элитарной культуры.С 4 Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.С5 По славам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивали рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.С 6 . Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000 – 2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.С 7 Прочитайте текст и выполните задания к нему. Образование в обществе.Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?... Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования… Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни. Н.Смелзер.1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает? 4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.С 8 Прочитайтк текст и выполните задания к нему:Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»… Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро. Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей. И.Г. Петров.1 Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.Задание по выбору Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. 1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.» Аристотель.2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества» Ф.Миттеран.3 «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л.Толстой.4 «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». И.Кант. 5 «Жизнь коротка – искусство вечно». Античный афоризм.6 «Искусство без мысли, что человек без души – труп». В.Г. Белинский7 «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий , дурное усваивается само собой, без труда». Демокрит.
Ответы к тестам по теме «Духовная сфера»
Часть 3. Уровень С.С 1 1)Проявления социальной функции науки, например:- социального развития и управления- социального прогнозирования2) примеры, допустим:- демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;- экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;- ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.С 2 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.С 3 В ответе могут быть приведены следующие примеры:1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.С 4 Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры.Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:1)СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры2) художественная продукция , преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).С 51) Должно быть:- указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»;- указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса»2) могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например:- акцент на развлекательность;- отказ от серьезной аналитики;- преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту и пр.;- приоритет интересов коллектива перед интересами личности.С 6В ответе должны присутствовать следующие элементы:1) сформулированы выводы, например:- государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;- в указанный период это отставание возрастало;- в России в указанный период финансирование науки сокращалось;- в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;2) дано объяснение, например:- Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;- вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире. Возможны иные правильные позиции.С 7 Текст . Образование в обществе.1) В ответе должны быть указаны следующие изменения:- демократическая революция- промышленная революция- становление самого института образования2) В ответе должны быть указаны следующие задачи:- повысить грамотность будущих избирателей;- обеспечить равенство социальных возможностей;- подготовить квалифицированных работников.3). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:- семья-армия;- церковь;- право;- политическая партия2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:- институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;- институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.4) 1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»2) Должен быть указан термин «социальный лифт»3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.С 8 Текст. Ценности в жизни человека и развитии общества1) В ответе указывается, что - на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;2) В ответе указываются следующие факторы:- опыт- эмоциональные переживания3) В ответе называются следующие группы ценностей:- индивидуальные- групповые- общечеловеческие В ответе сделан вывод, что принцип равенства граждан перед законом следует отнести к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи.)4) В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей. В ответе называют две основные группы социальных норм:- моральные нормы- правовые нормы. Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др. В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.
Представьтесь*
Ваш комментарий*