Эссе "Адвокатское мастерство А.Ф.Кони".

«Сила и талант Кони заключались несомненно в живом слове. Он, прежде всего, был человеком трибуны, кафедры, эстрады. Ему, как воздух, нужна была аудитория, и этим, помимо всего прочего, объясняются его любовь к студентам, к молодежи, его всегдашняя готовность, несмотря на бремя обязательных занятий, читать публичные лекции, его неизреченная щедрость, с которой он отдавал свое слабое здоровье и часы отдыха голодающим, курсисткам, врачам, бедствующим литераторам

(Из воспоминаний Р.М. Хин-Гольдовской «Памяти старого друга»)

Образованным людям известно большое количество высказываний известных писателей о роли языка в жизни людей. Но из огромного множества  хочу процитировать слова К.Г. Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он этого заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности".

Вдумайтесь в эти слова: людей  оценивают по тому, как они говорят. По  речи  собеседники делают выводы друг о друге, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека - это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами, богатством языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателя. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Почему необходимо особо говорить о культуре речи юриста, сотрудника правоохранительных органов?

Во-первых, эти профессии требуют не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. Например, по глубокому убеждению А.Ф. Кони,  юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист или сотрудник правоохранительных органов выступает в различных коммуникативных ролях: во-первых, составляет законопроекты, ведет деловую переписку, пишет протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, составляет характеристики на своих подопечных.

Во-вторых, при производстве уголовных дел и решении споров граждан и учреждений между собой сотрудник бывает и конфиденциальным собеседником. Ему приходится сталкиваться с людьми самых различных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае нужно находить нужный тон, аргументирующие слова и грамотно выражать свои мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь, подчас зависит содержание их показаний и объяснений. Нарушение же языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседника.

В-третьих, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний. Читая лекции, прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому им необходимо владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони,  и другие оставили  прекрасные образцы ораторского мастерства.  Значит, язык – это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются мысли, это профессиональное оружие юриста.

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен, в нем много терминов, имеющих особое юридическое значение. О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово оказывает большое психологическое воздействие, например: наказание - это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. И поэтому недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение, а также серая, казенная речь прокурора или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует представителя органов правосудия. Таким образом, культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная необходимость. Борьба за чистоту речи - это борьба за уважение к нашим законам.

О необходимости владеть богатством русского языка писал А.Ф.Кони: "Пусть не мысль ваша ищет слова... пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении". Об Анатолии Федоровиче Кони, вошедшим в историю России как талантливый юрист, блестящий оратор, незаурядный криминалист, известный литератор и крупный общественный деятель и пойдет речь в данной работе.

Изучая биографию величайшего русского юриста Анатолия Федоровича Кони невозможно не удивляться всесторонности его образования, широте взглядов, глубине его мировоззрения. Его книги могут служить не только путеводителем по уголовному процессу прошлого века, по нравственным его началам, но и вообще по всей культуре конца XIX века.  По своему творчеству А.Ф. Кони приближается к Геродоту, отцу истории, который описал не столько фактические события жизни современников (их мы можем узнать из документов), сколько то, о чем говорили люди в его время. Этим, а также особой точностью в описаниях (приобретенной, видимо, в связи с работой судебного следователя) и ценны для нас произведения Кони. Но его книги актуальны и с точки зрения практики - ведь многие положения уголовного процесса, вводимые сейчас в жизнь во времена работы Анатолия Федоровича, действовали, применялись и изучались. Этот опыт бесценен.

Обширная, не ограничивающаяся специальной областью знаний, эрудиция, при счастливой памяти, давала ему обильный материал, которым он умел пользоваться как художник слова. Судебные его речи всегда отличались высоким психологическим интересом, развивавшимся на почве всестороннего изучения индивидуальных обстоятельств каждого данного случая. С особенной старательностью останавливался он на выяснении характера обвиняемого и только дав ясное представление о том, "кто этот человек", переходил к дальнейшему изысканию внутренней стороны совершенного преступления. Характер человека служил для него предметом наблюдений не только со стороны внешних наслоений, но и со стороны тех особых психологических элементов, из которых слагается "я" человека. Установив последние, он выяснял, какое влияние могли оказать они на зарождение осуществившейся в преступлении воли, причем тщательно отмечал меру участия условий жизни данного лица. В житейской обстановке деятеля находил он "лучший материал для верного суждения о деле", так как "краски, которые накладывает сама жизнь, всегда верны и не стираются никогда". Судебные речи Кони вполне подтверждают верность замечания Тэна, что несколькими живыми штрихами очерченный портрет в состоянии более содействовать уразумению личности, нежели целые написанные о ней диссертации. Под анатомическим ножом Кони раскрывали тайну своей организации самые разнообразные типы людей, а также разновидности одного и того же типа. Таковы, например, типы Солодовникова, Седкова, княгини Щербатовой , а также люди с дефектами воли, как Чихачев  , умевший "всего желать" и ничего не умевший "хотеть", или Никитин , "который все оценивает умом, а сердце и совесть стоят позади в большом отдалении". Выдвигая на первый план основные элементы личности и находя в них источник к уразумению исследуемого преступления, Кони из-за них не забывал не только элементов относительно второстепенных, но даже фактов, по-видимому мало относящихся к делу; он полагал, что "по каждому уголовному делу возникают около настоящих, первичных его обстоятельств побочные обстоятельства, которыми иногда заслоняются простые и ясные его очертания", и которые он, как носитель обвинительной власти, считал себя обязанным отстранять, в качестве лишней коры, наслоившейся на деле. Очищенные от случайных и посторонних придатков, психологические элементы находили в лице Кони тонкого ценителя, пониманию которого доступны все мельчайшие оттенки мысли и чувства. Сила его ораторского искусства выражалась в изображении не только статики, но и динамики психических сил человека; он показывал не только то, что есть, но и то, как образовалось существующее. В этом заключается одна из самых сильных и достойных внимания сторон его таланта. Психологические этюды, например, трагической истории супругов Емельяновых и Аграфены Суриковой, или история отношений между обвиняемыми в подделке акций Тамбовско-Козловской железной дороги, представляют высокий интерес. Мотивы преступления, как признак, свидетельствующий о внутреннем душевном состоянии лица, получали в глазах Кони особое значение; он всегда заботился не только об установке юридической ответственности подсудимых, но и о согласном со справедливостью распределении нравственной между ними ответственности. Форма речей Кони всегда проста и чужда риторических украшений. Его слово оправдывает верность изречения Паскаля, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. В его речах нет фраз, которым Гораций дал характерное название "губных". Он не следует приемам древних ораторов, стремившихся влиять на судью посредством лести, запугивания и вообще возбуждения страстей - и тем не менее он в редкой степени обладает способностью, отличавшей лучших представителей античного красноречия: он умеет в своем слове увеличивать объем вещей, не извращая отношения между ними и действительностью.

Отношение его к подсудимым и вообще к участвующим в процессе лицам было истинно гуманное. Злоба и ожесточение, часто возбуждаемые долгим оперированием над патологическими явлениями душевной жизни, ему чужды. Умеренность его была, однако, далека от слабости и не исключала суровой оценки лиц и действий. Свойственное ему чувство меры объясняется тем, что в нем, по справедливому замечанию К.К. Арсеньева , дар психологического анализа соединен с темпераментом художника. В общем можно сказать, что Кони не столько увлекал, сколько убеждал своей речью, изобиловавшей образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими ей жизнь и красоту.

После революции, лишившей его должности, пенсии, неузнаваемо перевернувшей жизнь и быт, когда в довершение ко всем бедам резко ухудшилось здоровье, казалось, против личности знаменитого правоведа восстали все неблагоприятные обстоятельства... Рухнула система, но жив был дух права, высокая правовая культура.

Некоторые скажут: зря себя так истязал, тщетными были усилия, правовой беспредел все же наступил. Но иначе он не мог, такой уж была природа истинного правоведа.

Кто знает, может ему помогли совершить свой подвиг во имя права его великие собеседники лучших времен, о беседах с которыми он оставил проникновенные воспоминания. Или есть в правовой культуре нечто такое, чего мы еще не знаем.

Не смотря на обилие мемуаров самого Кони, в которых помещено более 50 его воспоминаний о встречах с литераторами, юристами, государственными деятелями, артистами и даны прекрасные очерки их жизни и деятельности, о самом Анатолии Фёдоровиче его современники оставили мало воспоминаний, если не считать небольших журнальных статей К. Чуковского, Г. Крыжицкого, А. Андреевой.

Архивы А.Ф.Кони сохранились и находятся в хорошем состоянии. Еще при жизни, в 1920 г., он заключил специальный договор с Академией наук, по которому его архив предназначался Пушкинскому дому. Значительная часть архива была передана туда самим Кони, а остальная - поступила уже после его смерти. Личная библиотека Анатолия Фёдоровича так же была передана В Пушкинский дом, но опись поступивших книг к сожалению, не сохранилась.

Литературное наследство А.Ф. Кони, как уже говорилось, огромно и многогранно. Здесь и блестящие литературные портреты классиков русской литературы, и меткие зарисовки чиновного мира царской России, и удачные характеристики судебных деятелей того времени и произведения филосовско-нравственного характера. Все они воскрешают образ прошлого, и являются существенной частью культурного наследия России.

В одном из многочисленных писем А.Ф. Кони так оценивал свой жизненный путь: « Вся моя жизнь прошла на службе правовым и нравственным интересам русского народа, и никакие личные или корыстные соображения ни разу не заставили меня отступить от принятого направления».

Анатолий Фёдорович Кони прожил 83 года Он жил на грани эпох, в смену культур, социальных устоев... Уходил корнями в прошлое и неразрывно был с ними связан. Но и грядущие поколения немало почерпнут из того, что освещено его выдающимся словесным даром.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Высоцкий С.А. Кони. М., 1988;
  2. Смолярчук В.И. Анатолий Федорович Кони (1844 - 1927). М., 1982.
  3. Статья «Кони - эпоха русской культуры». Опубликовано в юридической газете "Право" Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов № 7 (59) 1999 год.
  4. А.Ф. Кони – выдающийся русский правовед, государственный и общественный деятель Е.А. Скрипелев. Гос. и право. – 1994. - № 2.
  5. Кони А.Ф. Приемы и задачи обвинения Избранные произведения. М., 1959.
  6. Судебная система России: учебное пособие. М., 2000.
  7. Суд присяжных в России :Громкие уголовные процессы 1864 - 1917 гг. Сост. С. М. Казанцев. -науч.-популярное изд. -Л. :Лениздат,1991.
 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить