Toggle navigation
Главная
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
Информатика
Физика
Химия
Контрольные
Тесты
Задачи
ЕГЭ
Олимпиада
Теория
Рефераты
Биографии
История химии
Таблицы
Словарь
Свойства
Химия в быту
ГДЗ по химии
Биология
География
История
Задания части С по химии. Ответы.
Задания части С1 проверяют умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Сложность состоит в том, что некоторые реагенты или продукты реакции пропущены. Учащиеся, логически рассуждая, должны их определить. Предлагаем два варианта выполнения таких заданий: первый – логические рассуждения и нахождение недостающих веществ; второй - написание уравнения методом ионно-электронного баланса (метод полуреакций –
см. приложение №3),
а затем составление традиционного электронного баланса, т.к. это и требуется от экзаменующегося. В разных случаях учащиеся сами определяют, каким способом предпочтительнее воспользоваться. Для обоих вариантов просто необходимо хорошо знать основные окислители и восстановители, а также их продукты. Для этого предлагаем учащимся таблицу
«Окислители и восстановители»,
знакомим с нею
(приложение №3).
Предлагаем выполнение задания с использованием первого способа.
Задание.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
P
+
HNO
3
?
NO
2
+ …
Определите окислитель и восстановитель.
Азотная кислота – сильный окислитель, следовательно, простое вещество фосфор – восстановитель. Запишем электронный баланс:
N
+5
+ 1 e
-
? N
+4
P
0
– 5e
-
? P
+5
5
1
Логично предположить, что образуется H
3
PO
4
, записываем уравнение с коэффициентами:
P + 5 HNO
3
? 5NO
2
+ H
3
PO
4
В левой части избыток 2Н и О, запишем в правую часть Н
2
О.
Окончательная запись уравнения:
P + 5 HNO
3
= 5NO
2
+ H
3
PO
4
+ Н
2
О
N
+5
+ 1 e
-
? N
+4
P
0
– 5e
-
? P
+5
5
1
HNO
3
(N
+5
) – окислитель, Р
0
– восстановитель.
Задание.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
K
2
Cr
2
O
7
+ … +
H
2
SO
4
?
I
2
+
Cr
2
(
SO
4
)
3
+ … +
H
2
O
.
Определите окислитель и восстановитель.
K
2
Cr
2
O
7
–окислитель, т. к. хром в высшей степени окисления +6,
H
2
SO
4
– среда, следовательно, пропущен восстановитель. Логично предположить, что это ион I
-. Запишем электронный баланс:
Cr
+6
+ 3e
-
? Cr
+3
2I
-1
– 2e
-
? I
2
0
2
3
Ионы К
+
свяжем с ионами SO
4
2-
, недостающее вещество в правой части – K
2
SO
4
. Скорее всего восстановитель тоже содержал ионы К
+
. Это - KI.
Запишем уравнение с учетом электронного баланса:
K
2
Cr
2
O
7
+ 6KI + H
2
SO
4
? 3I
2
+ Cr
2
(SO
4
)
3
+4K
2
SO
4
+ H
2
O
Добавим коэффициенты перед серной кислотой и водой – 7.
Окончательная запись уравнения:
K
2
Cr
2
O
7
+ 6KI + 7H
2
SO
4
= 3I
2
+ Cr
2
(SO
4
)
3
+4K
2
SO
4
+ 7H
2
O
Cr
+6
+ 3e
-
? Cr
+3
2I
-1
– 2e
-
? I
2
0
2
3
K
2
Cr
2
O
7
(Cr
+6
) – окислитель, KI (I
-1
) – восстановитель.
Наиболее сложные задания
С2.
Они ориентированы на проверку усвоения знаний о химических свойствах неорганических веществ, взаимосвязи веществ различных классов, об условиях необратимого протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций и наличия навыков составления уравнений реакций. Выполнение этого задания предусматривает анализ свойств неорганических веществ различных классов, установление генетической связи между заданными веществами и применение умений составлять уравнения химических реакций с соблюдением правила Бертолле и окислительно-восстановительных реакций.
Учащимся при выполнении таких заданий рекомендуется:
внимательно проанализировать данные в задании вещества;
используя схему генетической связи между классами веществ, оценить взаимодействие их друг с другом (найти кислотно-основные взаимодействия, обменные, металл с кислотой (или щелочью), металл с неметаллом и др.);
определить степени окисления элементов в веществах, оценить, какое вещество может быть только окислителем, только восстановителем, а какое - и окислителем и восстановителем. Далее составить окислительно-восстановительные реакции.
Задание.
Даны водные растворы: хлорида железа (
III
), иодида натрия, бихромата натрия, серной кислоты и гидроксида цезия. Приведите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
Среди предложенных веществ есть кислота и щелочь. Записываем первое уравнение реакции: 2CsOH + H
2
SO
4
= Cs
2
SO
4
+ 2H
2
O.
Находим обменный процесс, идущий с выпадением осадка нерастворимого основания. FeCl
3
+ 3CsOH = Fe(OH)
3
? + 3CsCl.
В теме
«Хром»
изучаются реакции превращения бихроматов в хроматы в щелочной среде.Na
2
Cr
2
O
7
+ 2CsOH = Na
2
CrO
4
+ Cs
2
CrO
4
+ H
2
O.
Проанализируем возможность протекания окислительно-восстановительного процесса. FeCl
3
проявляет окислительные свойства, т.к. железо в высшей степени окисления +3, NaI – восстановитель за счет йода в низшей степени окисления -1.
Используя методику написания окислительно-восстановительных реакций, рассмотренную при выполнении заданий части
С1
, запишем:
2FeCl
3
+ 2NaI = 2NaCl + 2FeCl
2
+ I
2
Fe
+3
+ 1e
-
?Fe
+2
2I
-1
- 2e
-
?I
2
0
2
1
В бланке ответов электронный баланс писать не обязательно. Он необходим для расстановки коэффициентов в уравнении.
Na
2
Cr
2
O
7
тоже проявляет окислительные свойства,NaI – восстановитель, H
2
SO
4
– может играть роль среды.Na
2
Cr
2
O
7
+NaI +H
2
SO
4
?
При написании таких уравнений удобно воспользоваться ионно-электронным балансом
(метод полуреакций).
В бланке ответов его также писать не обязательно. Алгоритм написания уравнений таким методом описан во многих пособиях
(см. приложение №3).
Cr
2
O
7
2-
+14H
+
+ 6e
-
? 2Cr
3+
+ 7H
2
O
2I
-
- 2e
-
? I
2
0
1
3
Cr
2
O
7
2-
+14H
+
+ 6I
-
? 2Cr
3+
+ 7H
2
O + 3 I
2
0
2Na
+
+ 7SO
4
2-
+ 6Na
+
? 8Na
+
+ 7SO
4
2-
Суммируем:Na
2
Cr
2
O
7
+ 6 NaI + 7H
2
SO
4
= Сr
2
(SO
4
)
3
+ 4 Na
2
SO
4
+ 3I
2
Итак, мы написали пять уравнений реакций, однако задание оценивается лишь четырьмя баллами. Рекомендуем учащимся записать в бланке ответов все найденные ими варианты, так как комиссия может посчитать некоторые уравнения некорректными или учащимися могут быть допущены ошибки.
Если задание выполнено лишь частично, его также необходимо перенести в бланк ответов.
Задание.
Даны водные растворы: брома, хлорной кислоты, сероводорода, гидроксида калия. Приведите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
Среди приведенных веществ есть две кислоты и основание.
HClO
4
+ KOH = KClO
4
+ H
2
O
2KOH + H
2
S = K
2
S + 2H
2
O
Галогены взаимодействуют с растворами щелочей:
Br
2
+ 2KOH
хол.
= KBr + KBrO + H
2
O
3Br
2
+ 6KOH
гор.
= 5KBr + KBrO
3
+ 3H
2
O
Br
2
– окислитель,H
2
S – восстановитель.
Br
2
+H
2
S = S + 2HBr
В этом задании мы вновь написали пять уравнений реакций вместо четырех.
Курысева Н.Г.
Написать комментарий
Представьтесь
*
Ваш комментарий
*
Код проверки
*
обновить
Отправить
Отменить
Сейчас также смотрят
Олимпиада по биологии для 6 класса
Олимпиада по биологии для 7 класса
Контрольная работа по общей биологии для учеников 9 классов.
Олимпиада по биологии 7 класс
Олимпиада по биологии 8 класс
Главная/
Химия/
ЕГЭ/